Более половины россиян смогли сохранить привычный уровень жизни после начала кризиса
Москва. 2 февраля. INTERFAX.RU - Россияне испытывают больше всего трудностей из-за роста цен, однако большинству пока удается сохранять привычный уровень жизни, сообщили "Интерфаксу" в "Левада-Центре".
Согласно результатам опроса, проведенного 23-26 января среди 1600 человек в 134 населенных пунктах РФ, сейчас проблемы и опасения россиян связаны в первую очередь с ростом цен: об этом говорит 41% респондентов.
Более половины (54%) респондентов отметили, что рост цен вызвал серьезные трудности для их семьи, но им пока удается сохранять привычный уровень жизни. По словам 22%, их семья на фоне повышения цен уже потеряла возможность вести привычный образ жизни, 19% сообщают о незначительных проблемах.
В сравнении с январем 2014 года половина (50%) россиян, по их собственным оценкам, стали покупать меньше мясных продуктов. По словам 54% респондентов, за прошедший год они стали реже приобретать фрукты, 48% начали экономить на кондитерских изделиях. Мука, крупы и макароны сохранили свои позиции: их вычеркивают из списка покупок лишь 16% опрошенных.
По мнению участников опроса, повышение цен связано, в частности, с падением курса рубля (51%), снижением цен на нефть (37%), махинациями спекулянтов (27%) и спадом производства (23%). По мнению 22% респондентов, ситуация обусловлена "обменом" санкциями между Россией и Западом. 17% винят в росте цен халатность чиновников, по 10% объясняют происходящее высокой ставкой по кредитам и низкой конкуренцией на рынке продуктов питания.
В целом более половины россиян (54%) говорят о повышении цен на приобретаемые ими товары на 15-50%, без малого четверть респондентов (23%) сообщают о 50-100-процентном росте цен.
По оценкам 41% россиян, их семья сейчас тратит около половины доходов на продукты. Практически каждый четвертый (24%) опрошенный отводит на питание две трети семейного бюджета. Каждый пятый (20%) респондент тратит в продуктовых магазинах менее половины средств, что на 11% меньше, чем по итогам аналогичного опроса в апреле 2014 года (31%). Почти все деньги уходят на продукты у 7% участников опроса. Столько же (7%) россиян не смогли оценить свои траты.