В Конституционном суде прокомментировали решение ЕСПЧ по "делу ЮКОСа"
Москва. 17 декабря. INTERFAX.RU - Конституционный суд РФ выразит позицию относительно решения ЕСПЧ по делу бывших акционеров НК "ЮКОС", если в суд поступит соответствующее обращение, заявил "Интерфаксу" председатель КС РФ Валерий Зорькин.
"По идее вообще все решения Европейского суда страны должны исполнять, вопрос другой - исполнимо оно или нет, смотря что затрагивается в Европейском суде, ведь Европейский суд обладает определенной сферой компетенции, он не может сказать, что Конституция РФ не соответствует Конвенции (Европейская конвенция о защите прав человека - ИФ)", - сказал в среду Зорькин, отвечая на соответствующий вопрос "Интерфакса".
"Конституционный суд может (выразить позицию относительно решения ЕСПЧ - ИФ) по запросу судов, которые сталкиваются с исполнением решения Европейского суда. Если они считают, что нельзя его исполнить без проверки соответствующего закона, они могут обратиться в Конституционный суд", - отметил Зорькин.
Председатель КС РФ привел в пример "дело Маркина", когда КС "обращался к соотношению правомочий Конституционного суда в истолковании Конституции РФ и решений Европейского суда в его истолковании Конвенции".
Тогда в Страсбурге усмотрели в деле капитана российской армии Константина Маркина нарушение Россией статьи 8 (право на частную жизнь) и статьи 14 (запрет дискриминации) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это позволило Маркину обратиться в Ленинградский окружной военный суд с заявлением об отмене прежних решений, поскольку постановления ЕСПЧ являются основанием для пересмотра гражданского дела по новым обстоятельствам. Однако российские правоприменители не смогли самостоятельно определить, чья позиция должна считаться приоритетной, и обратились за разъяснениями в Конституционный суд РФ.
В результате рассмотрения этого дела, общей юрисдикции теперь прямо предписано обращаться в Конституционный суд РФ для проверки соответствия конкретной нормы Основному закону страны в том случае, если постановление ЕСПЧ невозможно исполнить в рамках действующего российского законодательства.