Индекс РТС, или все будет хорошо
Москвичи рассказали корреспондентам "Интерфакса" свою версию истоков и сути мирового финансового кризиса, а также поделились оригинальными версиями о том, что же такое индекс РТС
Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - Пока мировые фондовые рынки рушатся на глазах, индексы обновляют минимумы многих лет, фотографы жадно ловят искривленные лица трейдеров, а власти США, стран Европы и России вырабатывают пакеты законопроектов, которые должны смягчить влияние негативных тенденций, Москва и ее средний класс живут спокойной и мирной жизнью, и, как выяснилось, практически не интересуются тем, что происходит с экономикой. В мире и в масштабах страны. Вечер среды каждый из них проводил по-своему – кто-то гулял с детьми, кто-то целовался на бульварах, кто-то торопился дальше по делам. И лишь немногие из праздных и занятых случайных прохожих смогли ответить на вопросы корреспондента interfax.ru о состоянии мировых фондовых площадок в целом, российского рынка акций в частности, а также объяснить, что такое индекс РТС, он же индикатор стоимости российских компаний.
Наиболее осведомленнымии оказались те представители среднего класса, кто - так или иначе - связан со сферой управления. Так, например, Ольга, 30 лет, занятая в сфере менеджмента, охарактеризовала ситуацию в мире как серьезнейший финансовый кризис, а состояние российского рынка оценила, используя слово "обвал". Двадцатисемилетний управляющий из сферы сектора услуг предпочел выражение "все рухнуло" относительно экономической обстановки в мире в целом, а про российский рыной ценных бумаг сказал, что прекращались торги. Двадцативосьмилетний директор по маркетингу одной из IT-компаний сообщил, что он прекрасно представляет себе ситуацию на мировых и российском рынках (правда, рассказать о ключевых моментах последних дней он не смог, так как был в командировке). Описывая ситуацию, он также выбрал слово "обвал", и добавил, что неделю назад российский рынок рухнул до уровня 2005 г., а теперь ждут падения до уровня 1999 года. Некоторые из горожан оказались осведомлены, что кризис первым ударил по Америке - 24-летний юрист Дмитрий, определивший ситуацию как "все обрушилось", сказал, что российский рынок повторяет путь американского и европейского. 56-летний директор строительной компании Виктор был бескомпромиссен: "Обвал начался с того, что американцы что-то накосячили, а следствием стало падение ценных бумаг и платежеспособности банков".
Общая же масса опрошенных о том, что на мировом и российском рынках ЧТО-ТО происходит, слышала, но сути происходящего не понимает. А большинство и не пытается понять, так как "во всем этом могут разобраться только политики и банкиры" (Татьяна, 31 год, врач). Правда, за свое благосостояние в связи с достаточно абстрактными якобы финансовыми потрясениями люди все-таки опасаются. Радостная компания 16-17-летних студенток, которые "вот только что поступили" в вуз и "что-то слышали" о кризисе, горестно ремаркировали, что возможны неприятные последствия: инфляция, рост цен, да и вообще "жить в мире станет тяжело". Тридцатилетняя Ольга, менеджер по персоналу, которая слышала про кризис "утром по телевизору", сказала, что ее беспокоит летний отдых – если ситуацию не возьмут под контроль, "на море и солнце денег может не хватить". Шестидесятишестилетняя пенсионерка Мария Владимировна, также узнавшая о кризисе из новостных выпусков, сказала, что ударит он именно по ней и прочим пенсионерам – как по самым незащищенным. Домохозяйка Ольга, 53-х лет, выказала опасения из-за возможного роста стоимости коммунальных услуг в связи с инфляцией, которую усугубят кризисные явления. А вот истинную городскую буддистскую отрешенность проявил 19-летний студент Егор: "Я не знаю, как это может повлиять на экономику. Я сам на это не могу повлиять, так зачем мне париться".
Нашлись среди горожан и бесконечные оптимисты. Тридцатитрехлетняя Аделия, сфера занятости – менеджмент, с улыбкой заявила: "Я слышала, что там (на российском рынке акций - ИФ) падало на 17 пунктов, но я к этому спокойно отношусь, потому что убеждена - все будет хорошо".
Что же касается индекса РТС, то он для большинства москвичей был и остается загадкой. Лишь два человека из опрошенных смогли пояснить, что он является показателем ликвидности фондового рынка. Остальные же, включая тех, кто относительно осведомлен о кризисных явлениях, об индексе РТС слышали, но ничего не знают. Часть задумчиво отвечала, что это нечто важное, а часть говорила, что и вовсе не имеет представления о том, что же это такое могло бы быть. Одна из опрошенных студенток с легким сомнением сказала: "Его показывают по телевизору в бегущей строке". Другой респондент сказал, что он точно знает, что такое индекс РТС. Когда же его попросили дать хотя бы короткое определение, он вдруг воздержался: "Не хочу вас путать". И лишь распивающие чай на одной летних веранд Арбата байкеры ни секунды не сомневаясь, с восхищающими четкостью, ясностью и решительностью, разъяснили, что "индекс РТС – это просто болезнь".
Редакция выражает благодарность всем тем, кто нашел пару минут на беседу с нашим корреспондентом. И тем, кто отказался отвечать на наши вопросы.
/Интерфакс/