Госдума приняла в I чтении законопроект о невозвратных авиатарифах
Москва. 1 апреля. INTERFAX.RU - Госдума РФ на пленарном заседании во вторник приняла в первом чтении законопроект, позволяющий российским авиакомпаниям применять невозвратные авиатарифы.
Законопроект "О внесении изменений в статьи 103, 107 и 108 Воздушного кодекса РФ" внесло в Госдуму правительство РФ.
Введение невозвратных авиатарифов является одним из ключевых условий создания в РФ перевозчиков-дискаунтеров. В пояснительной записке к документу говорится, что предлагаемые положения гармонизированы с международной практикой.
Законопроект предусматривает возможность устанавливать два вида тарифов: тарифы, учитывающие риски отказа пассажира от перевозки, и тарифы, из которых такие риски исключены.
Согласно действующему Воздушному кодексу РФ, пассажир имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки самолета и получить деньги обратно. У пассажира, сдавшего билет позднее, компания может удержать до 25% суммы. Эти нормы сохраняются.
При этом устанавливается, что если пассажир заключил договор по невозвратному тарифу, то деньги не возвращаются, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, на территорию, с территории или через территорию которых осуществляются перевозки.
В пояснительной записке к документу говорится, что отсутствие у перевозчика правовых оснований для возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и оформление перевозочных документов препятствует корректному формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для пассажиров, поскольку риски включаются в стоимость перевозки и оплачиваются пассажиром независимо от того, отказывается он от перевозки или нет.
Иностранные авиакомпании, работающие в РФ, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать более дешевые билеты и создает условия для оттока пассажиров с рейсов российских авиакомпаний, говорится в пояснительной записке к документу.
В записке приводятся данные основных российских компаний, выполняющих 70% перевозок, в соответствии с которыми сумма возвратов денег за билеты из-за отказа пассажиров лететь составляет в среднем 8% от выручки по продажам услуг регулярными рейсами.
Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли в 2010 году составила 284,1 млрд рублей, то 8% от этой суммы составляет 22,7 млрд рублей. "Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия договора воздушной перевозки, покупая авиабилеты, "переплачивают" в год сумму в размере 22,7 млрд рублей", - говорится в записке.
Законопроект также уточняет действующий порядок возврата денег за билеты в случае отказа пассажира от перевозки. Так, прописывается, что возврат осуществляется в случае отказа пассажира до истечения установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на рейс, указанный в билете.