ВМФ ополчился на пиратов

Россия готова присоединиться к борьбе с морским пиратством, однако эксперты указывают на то, что ресурсов, позволяющих эффективно противостоять пиратам, у нашей страны в данный момент нет

ВМФ ополчился на пиратов
Фото: Reuters

Москва. 23 сентября. INTERFAX.RU - Плохая новость для морских разбойников: Россия в ближайшее время присоединится к международным усилиям по борьбе с пиратством в зоне, прилегающей к побережью Сомали. Такое заявление сделал во вторник главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий. Отвечая на вопрос, планируется ли участие кораблей ВМФ России в международных усилиях по борьбе с пиратством в районе Сомали, главком сказал: "Планируется, и уже в ближайшее время. Однако российские корабли не будут принимать участие в международных операциях, а будут решать эту задачу самостоятельно".

В прошлую пятницу несколько организаций, занимающихся морскими перевозками, призвали морские державы мира предоставить больше военных кораблей для патрулирования Аденского залива. В числе этих организаций - Международная палата судоходства, "Интеркарго", "Бимко" и группа компаний танкерных перевозок "Интертанко". В совместном заявлении эти организации призвали ООН и Международное бюро по судоходству как можно скорее отправить военно-морские силы в Аденский залив.

Этот призыв к действию прозвучал после того, как стало известно о захвате сомалийскими пиратами еще двух судов - гонконгского и греческого. Вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда у берегов Сомали. Базой пиратов называют Пунтленд. В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Сомалийские пираты зачастую имеют качественную подготовку и хорошее снаряжение, включая спутниковые телефоны и GPS.

С 1991 г. Сомали перестала существовать как централизованное государство. Пиратство в этом районе стало развиваться с 2004 г. и очень быстрыми темпами. Полевые командиры регионов иногда закрывают глаза на пиратский промысел, а некоторые участвуют в нём сами. В последнее время участились захваты судов с россиянами на борту. Так, 11 сентября сомалийские пираты освободили экипаж германского сухогруза, в составе которого находились трое россиян. Еще в феврале нынешнего года после захвата пиратами буксира "Свитцер Корсаков", в составе экипажа которого также входили россияне, представитель ВМФ заявлял о необходимости возвращения флота России в Мировой океан.

"Участившиеся факты пиратских нападений на российские суда еще раз подтверждают правильность курса на возвращение Военно-морского флота России в различные районы Мирового океана и, особенно, в районы интенсивного судоходства и рыболовства, районы, где Россия ведет морскую экономическую деятельность", - сказал Дыгало "Интерфаксу".

В то же время эксперты, в частности, бывший командующий Черноморским флотом адмирал Эдуард Балтин высказывали тогда мнение, что техническое состояние Военно-морского флота пока не позволяет России на постоянной основе иметь боевые корабли в дальней морской зоне и защищать гражданские суда от пиратских нападений. "Состояние российского ВМФ на сегодняшний день, к сожалению, не позволяет решить эту задачу", - считает Балтин. "В свое время в составе нашего ВМФ была Индийская эскадра, которая как раз контролировала эти воды. Эскадра эта была оперативная, корабли туда ходили на полгода, в том числе - с Тихоокеанского флота и даже с Камчатки ", - напомнил Балтин. "Сейчас таких возможностей, к сожалению, нет. Сегодня, как бы мы того ни желали, сделать это невозможно", - считает он.

В свою очередь бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко заявил "Интерфаксу-АВН" в понедельник: "К сожалению, техническое состояние действующего флота не позволяет на постоянной основе иметь боевые корабли в дальней морской зоне". Он подчеркнул, что в эпоху СССР во всех регионах, где, в частности, вели промысел советские рыбаки, решались другие экономические задачи государства, "на постоянной основе несли дежурство боевые корабли Северного, Балтийского и Черноморского флотов". "В том числе и там, где можно было ожидать пиратских нападений", - сказал Кравченко. "В районе Сомали, - подчеркнул он, - там, где наши рыбаки на постоянной основе ловили рыбу, обязательно находился или тральщик, или малый противолодочный корабль. И никаких пиратских нападений не было. А сейчас отсутствие там наших боевых кораблей приводит к подобным вещам".

По словам адмирала, во времена Советского Союза было очень много эпизодов, когда для защиты от пиратов приходилось применять даже артиллерийское вооружение боевых кораблей. "И это срабатывало безотказно", - подчеркнул Кравченко.

Обозреватель Владимир Шишлин

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });