Концепция инфобезопасности детей оправдывает волка из "Ну, погоди!"

Декан журфака МГУ Елена Вартанова и декан психфака МГУ Юрий Зинченко объяснили, как отличить опасный для детей контент от неопасного и почему на статую Давида не будут клеить табличку "18+"

Концепция инфобезопасности детей оправдывает волка из "Ну, погоди!"
Фото: РИА Новости, Владимир Вяткин

Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU - Федеральный закон № 139-ФЗ, призванный защитить детей от "информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вступил в силу 1 сентября 2012 года. За полтора года в реестре запрещенных сайтов из-за распространения противозаконного контента побывали тысячи интернет-ресурсов, включая известные соцсети Facebook и "ВКонтакте", и сервисы Google, "Яндекс" и YouTube.

Спустя полтора года по просьбе Роскомнадзора, контролирующего исполнение данного закона, ведущие эксперты в области психологии и массмедиа разработали концепцию информационной безопасности детей. Какие цели преследует данный документ, как он соотносится с уже принятым законом о защите детей и какие изменения появятся в работе СМИ и в жизни детей и их родителей, в интервью корреспонденту "Интерфакса" Оксане Олишевской рассказали авторы концепции - декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова и декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко.

- Появление концепции информационной безопасности детей, к сожалению или нет, сразу же ознаменовалось скандалом. Ряд изданий в тот же день сообщили общественности, что теперь благодаря появлению этого документа у государства появится возможность блокировать ресурсы, размещающие произведения искусства, которые можно истолковать как нежелательные для просмотра детей...

Ю. Зинченко. - Эта возможность у государства уже была. Безо всякой концепции официально у Роскомнадзора есть все инструменты для блокировки подобных ресурсов. Именно поэтому все и случилось. Роскомнадзор сказал: "Мы не хотим использовать эти инструменты без понимания производителя, как это работает".

Дело в том, что сам закон написан в запретительно-наказательной форме и концепция здесь задает прямо противоположную ситуацию. Мы говорим, что нужно не только обозначить то, что нельзя, но и то, что можно. Потому что у производителя контента возникает вопрос: а что тогда можно? Что я могу делать и в каком направлении мне это снимать? Что развивает и полезно для детей, а что им вредит?

- Значит, концепция была создана, чтобы дополнить уже принятый закон?

Ю. Зинченко. - Концепция была создана для того, чтобы облегчить жизнь производителю – с одной стороны. То есть задать не запретительную, а развивающую зону, которая позволит им создавать тот контент, разрабатывать те продукты, которые будут развивающими для ребенка. К сожалению, закон внутри себя не имеет стимулирующей части, не имеет площадки развития.

- То есть он не оговаривает никаких правил для участников этого процесса?

Ю. Зинченко. - Совершенно верно.

Е. Вартанова. - Концепция – это инструмент оценки содержания и одновременно инструмент поддержки детского контента. Этот документ в первую очередь адресуется массмедийным продуктам, он обращает внимание на СМИ, доступ к которым есть у ребенка. И его сильная сторона в том, что она опирается на огромный зарубежный опыт наших коллег из стран с развитыми демократическими рыночными системами. США, Канада, страны Западной и Северной Европы. Концепция анализирует сам детский контент, который встроен в ценностную систему общества, и то, какие у общества есть инструменты, чтобы помочь родителям в выборе детского контента.

- Внушительный объем концепции, возможно, не позволил многим детально изучить этот документ. Появились различные публикации со ссылками на разработанный вами документ, которые взволновали общественность. Людей возмутил тот факт, что теперь интернет-ресурсы можно будет закрывать просто потому, что там может находиться изображение статуи Давида работы Микеланджело!

Ю. Зинченко. - На статую Давида мы не собираемся клеить бумажку "18+". Наша концепция не о том совершенно.

Е. Вартанова. - Речь в концепции идет не о тех произведениях, которые составляют историческую и культурную ценность, а о произведениях массмедиа, которые отвечают актуальным информационным запросам людей. Есть одно очень важное достижение этой концепции: она говорит о важности контекста, в котором присутствуют те кадры, которые могут вызвать вопросы. Например, обнаженное тело, к которому очень многие прицепились. Если это культурный контекст, если это контекст высокой культуры и контекст, который не наносит ребенку вреда, то здесь как раз концепция предлагает оценивать не отдельно взятое изображение, а целостность всего художественного произведения.

- То есть вы говорите о том, что эта концепция, наоборот, призвана оградить произведения искусства…

Е. Вартанова. - Да, она призвана оградить произведения искусства от механистического трактования закона.

Ю. Зинченко. - Концепция создана, чтобы защитить журналистское медийное сообщество от того, чтобы бездумно и вслепую применять те нормы закона, которые в нем прописаны. В законе написано, что это плохо, почему это плохо? Не написано. Каким образом органам исполнительной власти, в данном случае Роскомнадзору, применять этот закон?

- На стадии принятия закона было много разговоров о том, что теперь можно пересмотреть и содержание уже существующего детского контента. Вредной информацией для детей может стать даже отрицательный герой мультфильма.

Ю. Зинченко. - Это вопрос, который часто задается: теперь в тексте, в программе, в мультфильме не может быть отрицательного героя? Бред абсолютный. Отрицательный герой должен и обязан быть в любой формирующей и развивающей передаче, программе, продукции. Без отрицательного героя мы не покажем, что такое положительный герой. Вопрос в другом: что происходит с этим отрицательным героем. Если мы показываем, если в конечном итоге у нас побеждает добро над злом, то мы выполнили свою воспитательную функцию.

Е. Вартанова. - Вот возьмем, к примеру, мультфильм "Ну, погоди!" – там волк курит. Но мы понимаем, что волк, несмотря на какие-то симпатии со стороны зрителей, ведет себя неправильно, и контекст мультфильма в целом нам это говорит.

Именно благодаря этой концепции волк из "Ну, погоди!" будет защищен от возможного бездумного применения этого закона. Он будет оправдан!

- Правильно ли я понимаю, что концепция была создана не только для улучшения и уточнения закона о защите детей, но и для того, чтобы в дальнейшем с ее помощью изменить этот закон?

Ю. Зинченко. - Конечно. Перед нами не стояла цель сделать какой-то молоток, топор или еще один шлагбаум, а, наоборот, привлечь внимание к тому, что проблема детства существует и она не так проста, как нам кажется. Ею нужно заниматься не только ученым, но и учителям, родителям, производителям и законодателям. Концепция в конце имеет огромную главу о тех конкретных предложениях по изменению законодательства, которые у нас есть.

- Проводились ли консультации и обсуждения непосредственно с медийным сообществом при разработке концепции?

Е. Вартанова. - Для нас было очень важно мнение журналистского сообщества, поэтому обсуждение этой концепции проходило абсолютно публично. Мы разослали в абсолютное большинство наших СМИ приглашения для участия в этих дискуссиях. Таким образом мы получили представителей Первого канала, РЕН ТВ, Walt Disney Company, каналов "Клёпа", "Культура", ОТР, "Карусель", 2х2. Встречаясь с ними, мы поняли, что их волнует то же, что и нас, исследователей, – процесс улучшения инструмента применения этого закона. Все понимают, что детей от вредного контента надо защищать. Но никто не говорит о том, что нужно запрещать конкретные произведения искусства.

- Кто будет оценивать контент на полезность или вредность?

Ю. Зинченко. - В этом вопросе, конечно, должна проводиться комплексная экспертиза. У нас в МГУ есть программа дополнительного образования, сделанная по просьбе Роскомнадзора. Мы подготавливаем таких экспертов. Более того, производители контента сами заинтересованы в этом и практически все ведущие телеканалы уже год назад прислали к нам своих специалистов. И они уже прошли такую подготовку.

- То есть СМИ уже обзавелись своими штатными экспертами?

Ю. Зинченко. - Конечно. И экспертами, и психологами. Они нас благодарили за то, что возникла наконец разъяснительная конструкция для этого закона.

Е. Вартанова. - У государства, которое приняло довольно спорный закон чуть более года назад, возникло желание разъяснить те моменты, которые оставались непонятными. В этом смысле роль исследователей была в том, чтобы указать на возможные пути выхода из этой ситуации. Есть абсолютно однозначная истина: мы все любим наших детей, мы все хотим их защитить. Но при этом у медийного сообщества есть озабоченность сохранения принципа свободы слова. Этот принцип не должен быть нарушен. Однако никто не освобождал СМИ от их социальной ответственности.

Новости

Хроники событий
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5568 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии114 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2063 материалов
Ипотека в РоссииИпотека в России34 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });