Борьба с SMS-спамом начинается
В Совете Федерации готовят законодательную базу для борьбы с рассылкой SMS-спама. В случае принятия закона абоненты будут получать рекламные SMS только при своем согласии, как в большинстве стран Евросоюза
Москва. 12 ноября. INTERFAX.RU – Совет Федерации разработал законопроект по борьбе с рассылкой SMS-спама.
Как сообщил журналистам глава комиссии по информационной политике верхней палаты Руслан Гаттаров, являющийся одним из разработчиков законопроекта, от SMS-спама страдают порядка 76% пользователей.
В связи с этим, отметил сенатор, настала острая необходимость регулирования сферы нежелательных сообщений рекламного характера на законодательном уровне. Сенатор рассказал, что Совфед тщательно проанализировал зарубежную практику защиты абонентов от спама и на основе нее предлагается внести поправки в федеральный закон "О связи".
Представленный сенаторами законопроект, во-первых, дает четкое определение SMS-спама, чего не было раньше. Во-вторых, оператор получает право на блокировку таких сообщений в соответствии с запросом абонента. Ранее, несмотря на наличие у оператора технологических возможностей заблокировать рассылку спама, он не мог этого сделать из-за юридических ограничений. "При разработке законопроекта мы учли зарубежный опыт защиты от спама, в частности, опыт Евросоюза, где запрещается использовать адрес электронной почты в маркетинговых целях, а любые рекламные сообщения могут рассылаться только с предварительного согласия абонента", - пояснил Гаттаров. В частности, в США коммерческая рассылка помечается словом AD, что означает "реклама". При этом абонент имеет возможность в любой момент отказаться от рассылки.
Сенаторы рассказали, что отдельные развитые страны в борьбе со спамом пошли дальше. Так, в США и Великобритании по умолчанию запрещена спам-рассылка на электронные адреса физических лиц. Рекламные сообщения отправляются только на коммерческие электронные адреса, а частное лицо может подключить их только по обязательному предварительному согласию абонента. В Китае принято аналогичное законодательство. Более того, в Поднебесной отправитель обязан предоставлять получателю в лице абонента полную информацию о себе и возможность отписаться от рассылки.
Гаттаров считает, что принятие законопроекта станет только первым шагом в сфере блокировки SMS-спама и комиссия по информационной политике будет работать в вопросе совершенствования законодательства в сфере борьбы со спамом. "Следующий шаг, над которым мы сейчас работаем, - это блокирование рассылки спама по электронной почте, которую также необходимо будет оформить законодательно", - отметил сенатор.
"Наболевший" вопрос
В феврале текущего года операторы "большой тройки" уже ставили вопрос о необходимости регулирования вопросов, связанных с SMS-спамом. Так, ОАО "Мегафон" в конце 2012 г. направило в Роскомнадзор пакет предложений по внесению изменений в закон "О связи", которые предполагают введение правового статуса для контент-провайдеров и определение ответственности за нарушение правил оказания контент-услуг.
В "Вымпелкоме" заявляли, что выступают за создание ассоциации, которая способствовала бы защите от мошенничества, причем не только в сфере контент-услуг, но и в области мобильной коммерции, финансовых услуг, киберугроз.
Однако в ОАО МТС подчеркнули, что регулирование должно происходить в рамках действующего законодательного поля и не требует создания новых организаций. При этом в компании поддерживают идею, что за оператором должно быть закреплено право блокировать спам-рассылки на свою сеть как на уровне "регуляторики", так и в межоператорских договорах между телеком-компаниями.