Проблема "черных ящиков"
Специалисты сообщили, что бортовые самописцы погибшего "Боинга" серьезно повреждены, а потому потребуется больше времени на их расшифровку. Между тем, сторонние эксперты подвергли сомнению базовую официальную версию о неисправности двигателя
Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU - "Черные ящики" разбившегося в минувшее воскресенья "Боинга-737", как ожидается, должны дать ответы на многие вопросы, касающиеся причин и обстоятельств катастрофы. Однако анализ их записей, как стало известно сегодня, может затянуться. Это связано с тем, что оба лентопротяжных механизма самописцев (речевого и параметрического) серьезно повреждены. Согласно сообщению Межгосударственного авиационного комитета, для расшифровки потребуются дополнительные работы с использованием специального оборудования. Характер же повреждений не уточняется.
Между тем, сегодня представители Следственного комитета при прокуратуре РФ была озвучена основная версия причин произошедшего - некая техническая неисправность лайнера. Ранее глава СКП РФ заявил "Интерфаксу", что основной версией авиакатастрофы в Перми является неисправность двигателя. "По предварительным данным, именно неисправность правого двигателя повлекла его возгорание и, как следствие, взрыв и разрушение авиалайнера", - заявил в понедельник председатель СКП Александр Бастрыкин. Он также добавил, что рассчитывать на скорое получение результатов расследования не приходится, по словам Быстрыкина, оно может занять пять-шесть месяцев.
Цитата - Евгений Бачурин, глава Росавиации, 14 сентября 2008 г.: "Самолет был технически исправен: сертификат летной годности выдан 23 мая 2008 года и должен был закончиться 22 мая 2009 года. Последний чек был пройден на внуковском авиаремонтном заводе N400 7 сентября этого года".
В настоящий момент специалисты МАК также изучают всю летную и техническую документацию лайнера, анализирует информацию средств наземного контроля, в том числе радиолокационной проводки воздушного судна. В работе комиссии примут участие и иностранные специалисты - из США (представители разработчика самолета), Великобритании (представителя лизингодателя и государства регистрации) и Франции (пресдтавители разработчика двигателя).
Отметим, что сторонние эксперты, подвергают сомнению версию о технической неисправности двигателя (и, как следствие, его возгорании). По их мнению, такая авария является крайне редкой и, как правило, с возникшим в двигателе пламенем справляется бортовая система автоматического пожаротушения. Такое мнение в беседе с "Интерфаксом" высказал заслуженный летчик-испытатель, герой России Анатолий Квочур. "Пожары, с которыми не справлялись системы автоматического пожаротушения, случались в двигателях боевой авиации на рубеже 70-80-х годов прошлого века. Это происходило при очень большом скоростном напоре, который превышал напор упавшего в Перми Boeing в 8-9 раз", - пояснил он, добавив, что "в военных самолетах в результате деформации внешнего контура двигателя появлялась титановая пыль, которая начинала гореть. При этом пламя не поддавалось тушению никакими средствами, поскольку его температура достигала 3000 градусов ". По мнению Квочура, такая ситуация в пассажирском лайнере исключена, т.к. "его скорость не превышает 600 км в час".
Однако он не исключил версии о возгорании двигателя - оно, как предположил Квочур, могло стать следствием попадания в турбину крупной птицы.
Источник в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в свою очередь, обратили внимание на пресловутый "человеческий фактор". По его мнению, опытный пилот вполне мог бы посадить самолет и на одном работающем двигателе. "Более того, на тренировочных полетах нашим летчикам удавалось посадить Ту-154 с полностью выключенными двигателями на планировании", - подчеркнул собеседник агентства.
Напомним, что "Боинг-737" авиакомпании "Аэрофлот-Норд", выполнявший авиарейс Москва-Пермь, упал в воскресенье утром при заходе на посадку в черте города Пермь. В результате авиакатастрофы погибли 88 человек - все пассажиры и члены экипажа. Жертв среди жителей домов, примыкающих к месту падения, нет.
/Интерфакс/