Опасные разночтения
Трактовка грузинской стороной принципов Медведева-Саркози, как выясняется, временами бывает вольной. В частности, в вопросе о выполнении обязательств о неприменении силы
Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU - Глава МИД РФ Сергей Лавров выразил тревогу по поводу вольной трактовки грузинской стороной последних договоренностей президентов России и Франции. По его словам, Россию не устраивает интерпретация Грузией ее обязательств, касающихся выполнения соглашений о неприменении силы в отношении Цхинвали и Сухуми, только при условии признания всеми Абхазии и Южной Осетии как частей Грузии.
"Что нас тревожит, так это то, что грузинский режим пытается толковать взятые им обязательства по неприменению силы против Абхазии и Южной Осетии как действительные только в том случае, если все признают, что Южная Осетия и Абхазия являются частью Грузии. Это прямой отход от договоренностей, которые согласовал президент Франции Николя Саркози от имени всего Евросоюза, и нас подобная интерпретация не устраивает", - сказал глава МИД России.
"Мы категорически выступаем за то, чтобы Евросоюз, который взял на себя роль гаранта ненападения на Южную Осетию и Абхазию, эту роль сыграл сполна, и все те, у кого есть воздействие на Михаила Саакашвили, обязаны потребовать от него даже думать перестать о попытке уйти от ответственности и своих обязательств никогда впредь не применять силу против Южной Осетии и Абхазии", - заявил глава МИД РФ по итогам переговоров с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты.
Россия, отметил Лавров, обеспокоена попытками исказить смысл договоренностей, достигнутых между ЕС и Грузией. "Был обмен письмами между президентами Саркози и Саакашвили, и их трактовка нас тревожит", - сказал он в понедельник в Цхинвали на встрече с главой миссии ОБСЕ в Грузии Терхи Хаккалой. Глава МИД подчеркнул, что согласно достигнутым договоренностям именно Евросоюз должен гарантировать невозобновление военных действий Грузии против Южной Осетии или Абхазии.
Глава российского внешнеполитического ведомства также заявил о недопустимости нахождения грузинского спецназа в Лениногорском районе Южной Осетии. "Это попахивает еще одной провокацией, потому что Лениногорский район является местом проживания не только осетин, но и грузин, а также армян. Всегда они жили вместе. И одна из важнейших задач, как говорил президент Осетии, - не допустить провокации на этнической почве", - сказал Лавров.
"Эмоции, которые со всех сторон бушевали, пора умерить. Если кто-то попытается в районе совместного проживания различных этнических групп устроить провокацию, то это нужно пресекать в зародыше. Информация о
том, что такие провокации могут готовиться, существует, и не только в отношении Южной Осетии, но и Абхазии. По некоторым данным, не так давно из грузинских тюрем было выпущены несколько сотен бандитов под
обязательство осуществлять такого рода провокации, включая теракты", - подчеркнул Лавров.
"Поэтому бдительность нужна особая. В том числе поэтому мы настаиваем на скорейшем развертывании миссии ОБСЕ и Евросоюза, которые бы пресекали в соответствии с взятыми на себя обязательствами такого рода не только провокации, но даже мысль об этом они должны пресекать", - подчеркнул министр.
Он также заметил, что "проблема незаконных вооруженных формирований в Южной Осетии, а к таковым относятся любые представители вооруженных сил в Грузии, должна решаться очень просто: теми, кто обеспечивает безопасность внутри Южной Осетии. Это югоосетинские силы безопасности и российские войска".
Помимо этого глава МИД также высказался за присутствие международных наблюдателей ОБСЕ на территории Южной Осетии, но считает необходимым уточнить их мандат с учетом изменившейся ситуации. "Те наблюдатели ОБСЕ, которые находились в Южной Осетии до начала грузинской агрессии против Южной Осетии, находились там на основании договоренностей, плана урегулирования и соглашения, которые были достигнуты еще после той войны, которую развязал Гамсахурдиа (бывший президент Грузии Звиад Гамсахурдиа - ИФ). Худо-бедно, но эти соглашения работали", - сказал Лавров в понедельник на совместной пресс-конференции с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты.
Сейчас, подчеркнул глава МИД РФ, президент Грузии разорвал эти договоренности, заявив, что для него они больше никакой силы не имеют. "Из-за этой позиции Саакашвили наблюдатели ОБСЕ, по сути, оказались в правовом вакууме - у них есть мандат, который был принят ОБСЕ, но этот мандат скоро истекает", - подчеркнул Лавров.
По его словам, руководство Южной Осетии не против того, чтобы наблюдатели ОБСЕ в том количестве, в котором они были до начала грузинской агрессии (восемь человек), продолжали находиться на территории республики. "Однако теперь эти вопросы необходимо решать с Южной Осетией, включая персональный состав наблюдателей. Во-вторых, если я правильно понимаю ситуацию, в новых условиях они могут находиться в Южной Осетии в качестве сотрудников миссии ОБСЕ в Грузии. Но мандат наблюдателей должен быть уточнен", - подчеркнул Лавров. Он высказал пожелание, чтобы международные наблюдатели от ОБСЕ в своей деятельности помогали поддерживать межэтнические мир и согласие".
"В предстоящем подписании договора между Южной Осетией и Россией этим вопросам уделено особое внимание, и здесь ОБСЕ могла бы сыграть гуманитарную роль", - заявил Лавров, отметив, что в новых условиях решение по вопросу наблюдателей принадлежит руководству Южной Осетии как независимого суверенного государства.
Глава МИД заявил, что ни один вопрос, касающийся Южной Осетии, не будет обсуждаться в ОБСЕ без представителей Цхинвали. "Россия является членом ОБСЕ. И в этом качестве мы гарантируем, что ни один вопрос, касающийся Южной Осетии, не будет в ОБСЕ более обсуждаться в отсутствии представителей Цхинвала", - сказал глава МИД РФ.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/