Авария "Протона" привела к делу
Среди версий аварии "Протона" - преждевременный старт, неисправность двигательной установки и неверная работа системы управления. Следователи допрашивают всех, кто так или иначе причастен к неудавшемуся запуску: персонал космодрома, конструкторов, инженеров
Москва. 4 июля. INTERFAX.RU – Ракета-носитель "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" могла потерпеть аварию из-за того, что стартовала раньше времени, когда двигатели первой ступени не набрали нужной мощности, сообщил "Интерфаксу " источник в ракетно-космической отрасли. "Согласно расшифрованной телеметрической информации, "контакт подъема" - отрыв ракеты от стартового стола - произошел раньше положенного почти на полсекунды. Соответственно двигатели не смогли к этому времени набрать необходимую тягу", - сказал собеседник агентства, близкий к комиссии по расследованию аварии. В этой ситуации, по его словам, "защитная автоматика сработала штатно: получив данные о невыходе двигателей на полную тягу, начала процедуру аварийного увода ракеты от стартового комплекса".
Учитывая преждевременность запуска, пояснил собеседник, ракета могла недобрать при старте 15-20% мощности. Есть и другие вопросы, с которыми сейчас разбирается комиссия, отметил эксперт. "В частности, не понятно, почему сигнал на "контакт подъема" ракеты прошел раньше положенного, и почему в одном из двигателей было зафиксировано превышение допустимой температуры в несколько раз, о чем также сообщает телеметрия. Версий очень много. Каждая из них проверяется", - сказал собеседник агентства.
Возможно, отметил он, что в этом запуске произошло наложение нескольких проблем, и соответственно, авария произошла из-за комплекса причин.
Так, повышение температуры в одном из двигателей первой ступени, скорее всего, связано с пожаром, который произошел при зажигании двигателей. Из-за пожара произошел прогар магистрали окислителя. О том, что окислитель начал выходить, ясно видно по темно-коричневому дыму, который шел из ракеты при старте, рассказал собеседник агентства.
Версия о преждевременной выдаче команды на контакт подъема ракеты у комиссии по расследованию аварии ракеты "Протон" находится в приоритете.
Ранее сообщалось, что, по мнению экспертов космической отрасли, наиболее вероятными причинами аварии "Протона-М" являются либо неисправность двигательной установки первой ступени, либо неверная работа системы управления.
О сбое в работе двигательной установки свидетельствует то, что нештатный полет ракеты начался сразу же после ее отрыва от стартового стола, система управления пыталась выровнять ракету, а потом перешла в программу ее увода от стартового комплекса, чтобы падение ракеты-носителя произошло за пределами пусковой установки. По мнению специалистов, из-за сильных перегрузок, возникших при колебаниях ракеты, особенно, когда она легла в горизонтальное положение, ракета-носитель стала разваливаться в воздухе, со спутников сорвало головной обтекатель. От ракеты отделились головная часть и разгонный блок; блок спутников ударил по первой ступени, от нее стали отделяться боковые блоки, возник пожар.
По факту падения ракеты-носителя "Протон-М" 2 июля возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ), надзор за расследованием которого осуществляет прокуратура комплекса "Байконур".
По поручению Генпрокуратуры в связи с аварийным запуском "Протона" прокуратура "Байконура" проводит проверку соблюдения законодательства, регламентирующего проведение работ, связанных с подготовкой к запускам и запусками ракетно-космической техники.
В свою очередь, следователи допрашивают персонал космодрома, в обязанности которого входила подготовка и запуск ракеты. Официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин отметил, что сотрудники СКР изучают документацию. "Решается вопрос о назначении комплекса экспертиз для установления точной причины аварии", - добавил Маркин.
Тем временем, специалисты завершили расшифровывать телеметрические данные взорвавшегося "Протона". Глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя, заместитель руководителя Роскосмоса Александр Лопатин в четверг заслушивает доклады о результатах расшифровки. В совещании участвуют и руководители фирм, задействованных в кооперации по производству ракет "Протон-М" и двигателей к ним, а также разработчики систем управления; в частности - космический центр имени Хруничева, где производится ракета "Протон-М", пермское предприятие "Протон-ПМ", выпускающее двигатели для первой ступени ракеты-носителя, а также разработчик системы управления ракеты - Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Пилюгина.
На время следствия на космодроме "Байконур" приостановлены работы по подготовке к очередным пускам ракет-носителей "Протон". "Вчера вечером аварийная комиссия, занимающаяся расследованием причин аварии, произошедшей 2 июля, приняла решение о приостановке работ по подготовке к очередным пускам ракет "Протон" с Байконура", - сообщил в четверг агентству "Интерфакс" источник на космодроме.
По его информации, ракета-носитель "Протон-М", спутник Astra 2E и разгонный блок "Бриз-М", которые должны были стартовать 20 июля, в четверг переводятся в режим хранения.
Собеседник агентства напомнил, что манифест пусков "Протонов" на конец лета и осень 2013 года включал в себя запуск Sirius FM-6 (14 августа), российского военного спутника "Космос" (5 сентября), российского спутника связи "Экспресс-АМ5" (конец октября) и турецкого спутника связи Turksat 4A (конец ноября). "В связи с аварией пуски будут переноситься на более поздние сроки и возобновятся лишь поле того, как завершит работу аварийная комиссия, будут реализованы ее предложения по повышению надежности ракеты", - отметил источник.
Не исключено, что изменится и очередность запусков спутников, заметил собеседник агентства. "Иностранные заказчики обычно настаивают на том, чтобы первый пуск после аварии проводился с российским спутником. Военные могут не согласиться с тем, чтобы это был их "Космос", в этом случае наиболее вероятным кандидатом на первый пуск после аварии становится спутник "Экспресс-АМ5", - пояснил он.
Основные версии случившегося будут доложены в пятницу на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина.