Суд по "болотному делу" приравняли к пыткам
Правозащитники предупредили уполномоченного по правам человека Владимира Лукина о недопустимых условиях слушания дела о событиях на Болотной площади
Москва. 26 июня. INTERFAX.RU - Условия, в которых в Мосгорсуде проходит рассмотрение громкого "болотного дела", являются крайне тяжелыми для подсудимых и их защиты. Об этом несколько известных правозащитников пишут в письме на имя уполномоченного по правам человека Владимира Лукина.
Заявление на имя омбудсмена подписали, в частности, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. В документе утверждается, что "в ходе предварительных слушаний по делу допускаются существенные нарушения прав подсудимых".
Замоскворецкий суд Москвы на выездном заседании в минувший понедельник приступил к рассмотрению по существу уголовного дела в отношении 12 предполагаемых участников беспорядков на Болотной площади в мае прошлого года.
"Как сообщают адвокаты обвиняемых, конвой препятствует общению адвокатов с их подзащитными. Подсудимых поместили в стеклянный двухсекционный "стакан", в котором плохо слышно происходящее в зале и плохо слышно самих подсудимых", - говорится в письме Лукину.
Там поясняется, что в "стакане" есть четыре отверстия - два очень узких спереди и два широких по бокам. "Как правило, на всех процессах коммуникация шла через боковые отверстия. Однако на этом процессе конвой запретил общение адвокатов с подзащитными через боковые отверстия. Вся коммуникация ведется через узкие отверстия спереди и из-за того, что на скамье подсудимых 10 человек, из адвокатов выстроилась очередь, чтобы хоть что-то успеть сказать в узкую щель своим подзащитным", - сообщается в заявлении.
По словам правозащитников, ведущая процесс судья Наталья Никишина доводами адвокатов не заинтересовалась - она сказала, что защита должна общаться с клиентами в СИЗО. Судья также сообщила, что дело будет слушаться летом в плотном режиме - каждый день с выходными в субботу и воскресенье.
"Подсудимые вынуждены будут вставать около 6 часов утра, несколько часов тратить на дорогу в суд в душных автозаках, стоя в полусогнутом состоянии, закованные в наручники. Затем в течение порядка 8 часов они будут находиться в зале суда в тесном стеклянном "стакане", явно не предназначенном для 10 подсудимых. После чего снова несколько часов в наручниках в полусогнутом состоянии, стоя ехать обратно в СИЗО. В камерах они оказываются примерно к полуночи - и так каждый день", - говорится в заявлении.
По словам авторов обращения, в стеклянном "стакане", в который помещают подсудимых в зале суда, нет вентиляции, скамьи не оборудованы даже спинками, материалы по процессу разложить негде, подсудимые сидят прижавшись друг к другу.
"При этом многие из них страдают различными хроническими заболеваниями. Подсудимые пропускают завтрак, обед выдается сухим пайком (если выдается), ужин также пропускается. Кроме того, подсудимые лишены и вечернего душа. Таким образом, без полноценного питания, сна, в антисанитарных условиях они вынуждены будут находиться в течение всего процесса", - отмечается в обращении.
Там указывается, что с учетом длительного характера процесса (по делу проходит более 80 потерпевших - сотрудников полиции и более 300 свидетелей-полицейских) условия, в которых будут находиться подсудимые, не только не соответствуют санитарным нормам, но и являются бесчеловечными. "Иначе как пыткой их не назовешь", - считают заявители.
"В связи с этими фактами мы требуем от Генеральной прокуратуры РФ, от УФСИН РФ, судьи Никишиной и Мосгорсуда, в помещении которого проводятся судебные заседания, принять все необходимые меры для защиты конституционных прав подсудимых и привести условия на процессе в соответствие с требованиями ФЗ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", санитарными нормами и разумными требованиями к элементарному гуманному обращению", - сообщается в заявлении.
Во вторник на заседании суда все 12 обвиняемых по делу о массовых беспорядках отказались признать свою вину. В ходе предварительного следствия частично свою вину собиралась признать активистка Александра Духанина, однако во вторник она заявила о своей невиновности.
Столкновения полиции и манифестантов произошли на Болотной площади в прошлом году. Санкционированный "Марш миллионов" прошел без происшествий, однако при проходе манифестантов на Болотную площадь толпа людей прорвала оцепление внутренних войск и ОМОНа, после чего полиция начала применять силу. Несколько сотен человек были задержаны.
Защита обвиняемых, некоторые из которых без приговора провели в заключении более года, настаивает на том, что на Болотной площади 6 мая прошлого года массовых беспорядков не было. Адвокаты также утверждают, что их подзащитные стали жертвами провокации правоохранительных органов и властей, неожиданно для организаторов и участников шествия оцепивших сквер на Болотной площади, где должен был состояться митинг.
Помимо 12 представших перед судом, в деле есть и другие фигуранты - например, лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов и координатор этой организации Леонид Развозжаев. Следствие утверждает, что они организовали массовые беспорядки по заказу и на деньги грузинского политика Гиви Таргамадзе (он объявлен в международный розыск). Удальцов и Развозжаев свою причастность к организации беспорядков отрицают, при этом Развозжаев, вскоре после ареста признавший вину (потом признание было отозвано), заявлял, что показания из него добывали под давлением.
Другой координатор "Левого фронта" - Константин Лебедев - пошел на сделку со следствием, признав вину в организации беспорядков и подтвердив причастность к ним Гиви Таргамадзе. В апреле Мосгорсуд приговорил Лебедева к 2,5 годам колонии. Прошлой осенью за решетку был отправлен еще один фигурант "болотного дела" - Максим Лузянин. Он признал вину в участии в массовых беспорядках и применении насилия в отношении полицейских, и получил 4,5 года колонии.
В конце мая председатель Мосгорсуда Ольга Егорова заявила о том, что искать политическую подоплеку в "болотном деле" преждевременно. "Вот когда будет подана жалоба, я ее рассмотрю и тогда смогу сказать, какое оно", - добавила Егорова.