"Лайнер мечты" решили приземлить
Следуя примеру США и Японии, полеты новейшего пассажирского самолета Boeing приостановили еще несколько стран. Причина - проблемы с аккумуляторами
Москва. 17 января. INTERFAX.RU - США в среду последовали примеру Японии, приостановив полеты новейших пассажирских лайнеров компании Boeing из-за неполадок в системе энергообеспечения. Как сообщается в пресс-релизе Федерального авиационного агентства (FAA) США, Boeing 787 Dreamliner не смогут подниматься в воздух до тех пор, пока их операторы не докажут, что установленные на самолетах литий-ионные аккумуляторы безопасны.
В FAA также сообщили, что будут работать с Boeing и эксплуатантами самолетов с целью как можно быстрее разработать план исправления неполадок в "лайнере мечты". Новость о приостановке полетов новейших самолетов Boeing в США вызвала падение акций авиапроизводителя, которые потеряли в среду 3,4%, подешевев с 74,34 до 72,75 доллара.
О своем решении прекратить полеты лайнеров объявили также Индия и Чили. "Мы потребовали от авиакомпании Air India поставить на прикол все ее шесть Boeing-787 по рекомендации FAA исходя из соображений безопасности", - заявил представитель управления гражданской авиации Индии. Примеру Air India последовала чилийская LAN Airlines, флот которой насчитывает три экземпляра Dreamliner.
Днем ранее полеты Dreamliner приостановили сразу две японские авиакомпании — Japan Airlines (JAL) и All Nippon Airways (ANA), которым принадлежит половина выпущенных Boeing 787. Причиной этого стали два пожара аккумуляторов, в результате одного из которых экипажу пришлось экстренно сажать машину и эвакуировать пассажиров по надувным трапам. В результате инцидента пострадали несколько человек.
В США Boeing 787 использует только одна авиакомпания — United Airlines, в авиапарке которой шесть самолетов этой модели. 9 января авиаперевозчик сообщил о неисправности электропроводки одного из них. FAA тогда пообещала проверить "лайнеры мечты". В ведомстве, впрочем, тогда подчеркнули, что не считают самолеты опасными для пассажиров.
Помимо пожаров батарей, Dreamliner испытывает и другие неполадки. Так, 11 января один из японских авиаперевозчиков сообщил о трещине, появившейся на стекле кабины лайнера. На двух самолетах JAL были выявлены небольшие утечки топлива.
"Лайнер мечты" является одним из самых амбициозных и технически сложных проектов компании Boeing в гражданской авиации. Самолет, разработка которого началась на рубеже веков, было решено сделать максимально экономичным. Для этого инженеры радикально увеличили использование в конструкции композитных материалов и титана.
Основательно были пересмотрены и системы управления самолетом — последовательный отказ от гидравлики и пневматики позволил Boeing существенно сократить вес машины. На лайнер также устанавливаются новые двигатели (по два на самолет), отличающиеся пониженным шумом и повышенной экономичностью.
Воплощение этой концепции в жизнь столкнулось с трудностями — сроки ввода самолета в эксплуатацию несколько раз сдвигались, раздражая заказчиков. Ситуацию усугубляло то, что Dreamliner оказался одним из самых востребованных самолетов Boeing — на данный момент количество заказанных 787-х превышает 800 штук. Производственные трудности отложили начало эксплуатации Boeing 787 более чем на три года.
Операторы самолета оказались в целом ей довольны — самолет не только позволил авиакомпаниям совершать беспосадочные полеты на десятки тысяч километров, но и оказался экономичнее прогнозов. Мелкие неисправности "лайнеров мечты" большинство экспертов считают обычными "болезнями роста", характерными для всех новых самолетов.