"Сирийский груз" намерены вернуть
Российский МИД намерен добиваться возврата груза, изъятого Турцией с самолета Москва-Дамаск, а также публичного подтверждения того, что на борту не было оружия
Москва. 30 октября. INTERFAX.RU – Москва и Анкара ведут переговоры о возврате 12 ящиков с элементами для радиолокационных станций (РЛС), конфискованных турецкими властями с борта сирийского Airbus А320, следовавшего из Внуково в Дамаск.
Как сообщил во вторник "Коммерсант", переговоры ведутся, однако не исключено, что груз возвращен не будет. "Когда ящики изымали, сирийскому пилоту не дали расписку, несмотря на то, что он на этом настаивал", - рассказал изданию один из собеседников.
В свою очередь источник газеты, близкий к российской системе ВТС, подтвердил: возвращение груза предприятию-изготовителю - Конструкторскому бюро приборостроения (КБП) - является основной задачей. "Иначе как рейдерством случившееся не назовешь", - добавил он.
Накануне, в понедельник Россия потребовала от Турции публично объявить, что на задержанном в начале октября сирийском пассажирском самолете, летевшем из Москвы в Дамаск, не было оружия. "В этой ситуации мы просим их публично сказать, что на борту оружия и боеприпасов не было. Пока ждем", - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров в ходе встречи с коллективом "Российской газеты", стенограмму которой во вторник распространил МИД РФ.
По словам министра, власти Турции, изначально заявлявшие, что на борту самолета были обнаружены оружие и боеприпасы, впоследствии признали, что самолет перевозил электротехническое оборудование.
Лавров пояснил, что перевозимый самолетом груз, включавший в себя электрическое оборудование для радиолокационных станций (РЛС), имел двойное назначение и его перевозка не запрещена международными договорами, конвенциями или решениями СБ ООН. "Речь идет об абсолютно рутинной поставке запчастей. Российский поставщик имел контрактные обязательства еще десятилетней давности обеспечивать радиолокационные станции запчастями для того, чтобы они нормально функционировали", - сказал глава МИД РФ.
По его словам, когда сирийская сторона сообщила о потребности в некоторых компонентах этого электротехнического оборудования, то оно было изготовлено, упаковано и отправлено в Сирию легальным способом. "Оно не несет какой-либо угрозы для пассажиров, рейса или безопасности в целом, не взрывается и не стреляет", - продолжил Лавров."Повторю, это оборудование двойного назначения, которое может использоваться как в военных, так и в мирных целях. Но это не "стреляющая продукция", а радиолокационное оборудование", - добавил глава российского внешнеполитического ведомства.
Кроме того, по словам Лаврова, в Москве установили, что еще когда только пилот сирийского лайнера приближался к воздушному пространству Турции, турецкий диспетчер ему сказал, что будет вынужден посадить самолет для досмотра и если экипаж этого делать не хочет, то самолет может изменить маршрут - либо вернуться, либо облететь турецкую территорию. "Пилот ответил, что готов приземлиться, поскольку на борту не было ничего запрещенного. Этот штришок показывает, что ни у кого в голове даже не было намерений осуществлять какие-то незаконные поставки", - добавил Лавров.
Вместе с тем глава МИД РФ признал также, что и турецкая сторона имела все правовые основания требовать посадки самолета. "По Чикагской конвенции (ИКАО) любая страна, имеющая достаточные основания предполагать, что на борту самолета есть военный груз, имеет право его приземлить. Что, собственно, Турция и сделала. Турецкая сторона досмотрела груз и отпустила самолет с экипажем и пассажирами, конфисковав груз для дальнейшего разбирательства", - пояснил он. При этом Лавров отметил, что МИД РФ настораживает отказ Турции выдать командира экипажа расписку о конфискации. "Тем более, что параллельно из уст турецких официальных лиц стали звучать безапелляционные заявления, что на борту были обнаружены оружие и боеприпасы", - продолжил министр.
Как сообщалось, власти Турции 10 октября принудили к посадке на своей территории сирийский гражданский самолет, следовавший из Москвы в Дамаск. На борту лайнера находились 17 россиян.
Официальная Анкара обосновала свои действия тем, что, по имеющейся у нее информации, на борту самолета могло находиться военное снаряжение. В аэропорту Анкары турецкая сторона изъяла груз, отпустив самолет.
Позже представитель МИД РФ Александр Лукашевич сообщил, что Турция не ставит под сомнение легитимность груза на борту самолета, следовавшего из Москвы в Дамаск. "Это был абсолютно легальный груз - электрооборудование для РЛС. Сомнения вызвала только схема поставки", - пояснил дипломат.
Как удалось выяснить изданию, для доставки элементов РЛС систем ПВО "Панцирь-С1", изготовленных в КБП, привлекались субподрядчики. Разработать план доставки груза, согласовать его прохождение через таможню и обеспечить сопровождение было поручено компании "РТ-Логистика" (РТЛ) - дочерней структуре госкорпорации "Ростехнологии", уточняет издание. "Поскольку груз не являлся негабаритным, было принято решение не заказывать отдельный грузовой самолет в Дамаск - это привлекло бы слишком много внимания. Груз было также нежелательно доставлять вместе с гуманитарной помощью: списки поставляемой продукции в этом случае могут быть доступны очень широкому кругу лиц. Поэтому РТЛ предложила доставить ящики с грузом рейсовым самолетом "Аэрофлота"", - сообщил "Коммерсанту" источник, близкий к российской системе ВТС. Однако из-за того, что сообщение на линии Москва-Дамаск рейсовыми самолетами российской компании с начала августа было прекращено, было решено использовать для перевозки запчастей борт Syrian Air. "Это предложение было принято Дамаском почти сразу. После переговоров РТЛ начала оформление документации для перевозки и получения разрешений на вывоз", - добавил источник издания.
По данным "Коммерсанта", проводимая ФСБ проверка по факту утечки информации об отправке груза в Сирию практически завершена. "С большой долей уверенности можно сказать, что российские ведомства непричастны к разглашению информации. Скорее всего, это вина сирийской стороны", - заявил в беседе с изданием источник в госструктурах РФ.
Российский МИД остался также недоволен запретом на консульский доступ к российским гражданам, летевшим на задержанном Анкарой сирийском пассажирском самолете. "В течение более восьми часов пребывания самолета в Анкаре доступа предоставлено не было. Турецкие коллеги ссылались на то, что самолет вот-вот полетит, но этого не произошло", - сказал министр. "Два часа людей держали в закрытом самолете, двигатели которого были выключены и кондиционирование не работало. Одному из пассажиров, мужу российской гражданки, стало плохо, и люди были вынуждены искать лекарства на борту", - продолжил он. "Потом открыли люки и сказали, что сейчас всех повезут в аэропорт. Но никто никого никуда не приглашал. Затем наши граждане увидели в иллюминаторы, что на летном поле стоит автобус, в котором не было водителя. Так они никуда и не поехали, а на борт принесли еду, которой не хватило, чтобы накормить даже детей", - добавил российский министр. По его словам, обо всем этом представители российских властей узнали, только когда самолет приземлился в Дамаске. "Потом мы нашли находившихся на борту россиян и спросили, как все произошло на самом деле. Ситуация отличается от той, которую нам изложили турецкие коллеги", - сказал он.
"Мы будем добиваться ясности, чтобы понять, кто отдавал соответствующие распоряжения, кто запретил нашим консульским работникам подняться на борт", - сказал он, добавив, что не российский МИД не хотел бы, чтобы подобные эпизоды омрачали двусторонние связи.