Россия: от "вялой ельцинской" до "вялой путинской"

ВШЭ и фонд ИНДЕМ опубликовали результаты десятилетнего прогнозирования политической ситуации в России. Действия власти эксперты предсказывать научились, а вот общественные настроения - пока не очень

Россия: от "вялой ельцинской" до "вялой путинской"
Фото: Reuters

Москва. 16 октября. FINMARKET.RU - За последние десять лет страна проделала путь от "вялой" ельцинской России до путинской "диктатуры развития", а затем снова вернулась в "вялое" состояние, говорится в исследовании Высшей школы экономики о политических прогнозах.

Власть стала более предсказуемой - после начала протестов прошлой зимой она быстро выбрала набор инструментов из двух сценариев - агрессивного подавления протестов и "вялого" замораживания ситуации, как и полагали эксперты, участвовавшие в прогнозировании. А вот изменения настроений общества пока предсказать трудно. Это главное отличие от прогнозов 7-10 летней давности - тогда "линия партии" колебалась намного сильнее и непредсказуемее, а настроения общества почти не имели значения для развития политической ситуации.

Высшая школа экономики представила результаты проекта, который был начат в начале тысячелетия фондом ИНДЕМ и продолжается сейчас совместно (с 2010 года) с фондом "Либеральная Миссия" - сценарное прогнозирование политической ситуации в России.

Изначально предполагалось, что вся политика в стране может быть описана по трем направлениям. Они описывали состояние власти, состояние общества практически не учитывалось:

1. Адаптивность - ригидность: способность к адаптации социальной системы, охватываемой государством-властью и обществом. Она может проявляться и слабостью гражданского общества, и установками элиты на самосохранение с помощью поддержания статус-кво, и иными факторами.

2. Консолидация - конфликт. Речь идет о состоянии политической элиты - способность к консолидации ради самосохранения, вокруг базовых ценностей и "правил игры".

3. Игра по правилам - игра с правилами. Это противопоставление вполне естественно для переходных обществ, когда разрушается старая система норм и формируется новая. Степень свободы власти в "игре с правилами" зависит от состояния общества.

Ответы по каждому из векторов матрицы искали с помощь опроса экспертов. В последние годы авторы привлекали известных экономистов - Сергея Алексашенко, Александра Аузана, Евгения Гонтмахера, Владислава Иноземцева и Евгения Ясина и других.

После статистической обработки их мнений выявлялись "шансы" на реализацию каждого из сценариев.

Результаты проекта отображались в виде фазовых диаграмм

Пример диаграммы - прогнозы с 2005 года по сей день

  • оси соответствуют изменяющимся направлениям развития,
  • многоугольник - поле, очерчивающее все допустимые сценарии,
  • график внутри - результаты прогнозов

Пути страны и Путин в начале века

В начале 2000-х годов (еще до старта основного проекта), когда президент Борис Ельцин заявил о своей отставке, а к власти пришел молодой Владимир Путин, фондом ИНДЕМ было выделено четыре сценария.

"Вялая Россия". Тихое угасание. Типичный инерционный сценарий, отражающий поражение модернизации и приводящий страну в исторический тупик, но относительно комфортный, в котором можно существовать некоторое время без серьезных потрясений. Характеристики:

  • слабость гражданского общества, порожденная концентрацией власти на решении одной задачи - самосохранения;
  • постреволюционная консолидация элит;
  • установление и укоренение системы правил-"понятий" внутри элиты, поддерживаемых с целью самосохранения.

"Мрачная Россия". Централизованная диктатура. Этот сценарий может соответствовать либо поражению модернизации, либо некоторому временному этапу, когда элита использует диктатуру как инструмент модернизации, полагая, что это проще и удобнее.

Характеристики:

слабость гражданского общества и системы в силу того, что диктатура обеспечивается победой одной элитной группы над другими, и в силу необходимости удерживать результаты победы;

"игра с правилами" в силу монополизации власти одной из элитных групп и использования этой власти в своих интересах;

раскол элит с последующим подавлением одной группой всех остальных.

Smart Russia. Демократическое развитие. Успех европоцентристской модернизации и соответствие результата целям, заявленным на заре трансформационного периода (конец 80-х - начало 90-х годов XX века). Характеристики:

  • наличие сильных политических, правовых и экономических институтов, свойственных демократиям;
  • игра по правилам, устанавливаемым в соответствии с общепринятыми процедурами; консенсус элит в отношении публичных правил согласования интересов и урегулирования конфликтов.

"Распавшаяся Россия". Распад страны. Возможный выход из неустойчивого состояния транзита. Весьма вероятен для громоздких и ригидных государственных конструкций имперского типа (вроде СССР). Характеристики:

  • отсутствие общей адаптивности из-за кризиса управления и желания отдельных частей государства самостоятельно решать проблемы;
  • раскол и ожесточенное противостояние элит по вертикали и отсутствие консолидации по горизонтали;

"Допустимые сценарии" для политической системы России

Через два года после того, как Владимир Путин был назначен преемником Ельцина и выиграл президентские выборы, ИНДЕМ дал его политике первую характеристику.

На момент 2001-2002 гг. оценка "Ельцинской России" и "Путинской России" по той же матрице была такова:

"Ельцинская Россия"

  • правовой хаос, слабость власти и стихийные механизмы индивидуальной адаптации;
  • раскол и ожесточенное противостояние элит, характерные для революционных периодов;
  • игра с правилами, вызванная смешением старой и зарождающейся новой систем формальных и неформальных норм, а также противостоянием элит.

"Путинская Россия"

  • уменьшение адаптивности за счет введения элементов командной системы управления и ограничения различных зон автономности (СМИ, бизнес, оппозиция);
  • постреволюционная консолидация элит на фоне усталости общества от революции;
  • сохранение игры с правилами при возникновении запросов общества на установление игры по правилам.

Прогнозы на 2005 г.

Через пять лет был разработана новая матрица сценариев. Вместо "Мрачной России" появилось два вида диктатуры - "Диктатура развития" и "Охранная диктатура", а необратимый сценарий "Распавшаяся Россия", ставший неактуальным, заменен сравнительно оптимистичным сценарием "Революция".

Этот набор сценариев используется для прогнозирования политической ситуации в России и сейчас.

Для оценки будущего использовались новые показатели:

  • досрочная отставка правительства;
  • социальное недовольство городских низов;
  • террористическая активность в России за пределами Чечни.

В 2005 году эксперты оценивали сценарий "Вялая Россия" как наиболее вероятный. Тогда политическую неопределенность ученые объясняли послевыборным периодом - любые программные предвыборные обязательства Путина уже не имели никакой силы из-за отсутствия конкуренции.

В 2008 году перед мировым финансовым кризисом эксперты провели еще один раунд прогнозирования. Эксперты были крайне оптимистичны. Наиболее вероятным сценарием стала "диктатура развития". Традиционному "лидеру" начала 2000-х- сценарию "Вялая Россия" - дали лишь чуть более трети шансов.

Эксперты недооценили масштаб приближающегося кризиса. Одновременно на их оценки влияли надежды, связанные с приходом на президентский пост Дмитрия Медведева, и обнадеживающими декларациями нового президента.

Экономисты посчитали, что неопределенность уменьшается. Сценарий "Диктатура развития" с Медведевым во главе стал доминирующим.

Третий тур прогнозирования был проведен в 2009 году. К этому времени масштабы и мирового, и российского кризиса стали угрожающими. Неопределенность, по мнению экономистов, резко возросла: три сценария - две "диктатуры" и "Революция" - получили практически равные шансы. При этом практически обнулился сценарий "Вялая Россия".

По прогнозам экспертов, кризис 2008-2009 гг. в России должен был превзойти масштабы кризиса 1998 г., финансовые резервы истощиться, должен произойти массовый переход частной собственности под контроль групп, аффилированных с государством, а инфляция - резко вырасти.

Однако "ветер перемен" стих уже через год.

В 2011 году состоялся еще один тур прогнозирования: сценарий Smart Russia не получил никаких шансов, несмотря на то, что слово "модернизация" - одно из самых часто употребляемых в лексиконе президента Медведева. Вероятность сценария "Революция" была оценена как одна тысячная. Через несколько месяцев люди вышли на улицы Москвы.

Прогноз 2012

К концу 2011 года, когда сценарий "Революция" вдруг стал вполне вероятным, исследователям пришлось пересмотреть свою методику.

Бурные события заставили ученых изменять прогнозы не ежегодно, а ежемесячно, перейдя от долгосрочного прогнозирования к краткосрочному. Для прогнозирования были разработаны новые группы сценариев и новые вектора матрицы.

Сценарии для "оперативного" прогнозирования

Для описания краткосрочного политического процесса был использован новый список проблем:

  • кадровая политика режима; ситуация внутри власти;
  • ход президентских выборов; динамика электоральной поддержки Путина населением;
  • отношение режима к протестному движению; отношение протестного движения к диалогу с режимом; отношение режима к протестным акциям; отношение режима к "лицам" протестного движения;
  • состояние протестного движения в Москве; состояние протестного движения в регионах; структура протестного движения;
  • позиция региональных властей в отношении федеральных; позиция правоохранительных органов по отношению к политической власти; ситуация на крупных государственных телеканалах;
  • решения судов по текущим делам о фальсификациях на выборах;
  • отношения среди организаторов акций уличного протеста; отношения между протестным движением и кандидатами в президенты; отношения между протестным движением и системной оппозицией в Думе;
  • вероятность переноса выборов через введение чрезвычайного положения.

В январе наиболее вероятными сценариями были "Перехват" - когда власть предпринимает шаги для удовлетворения требований протестующих (отдаленно соответствующий среднесрочному сценарию "Диктатура Развития") - и "Вялая Россия" (сохранение режима, имитация диалога). Шансы сценария "Диалог" уже тогда были близки к нулю.

В феврале эксперты сочли исчезающе малыми шансы сценария "Диалог". Сценарий "Тяньаньмэнь" (краткосрочная версия "Охранной диктатуры") существенно потеснил сценарий "Перехват" и даже сценарий "Вялая Россия". Он подразумевал жесткие меры по пресечению волнений и разгон митингов.

В марте окончательно сошли на нет два сценария - "Диалог" и "Политический хаос". Сценарий "Перехват" отошел в сферу воспоминаний, а доминирующими стали два сценария - "Тяньаньмэнь" (более трети шансов) и "Вялая Россия" (практически все остальные шансы).

Изменение прогнозов - от выборов в декабре до выборов в марте

Собственно, смесь двух сценариев и была реализована на практике, так что действия властей были на сей раз предсказаны точно, пишут авторы исследования.

А вот с оценкой настроений общества вышла ошибка. Эксперты переоценили скорость снижения протестной актвиности. Сначала масштабы протеста действительно быстро уменьшились, произошла маргинализация протестного движения. Из этого весной эксперты заключили, что протест сошел на нет, а политическая ситуация вернулась к началу 2011 года. Так они считали вплоть до 6 мая - и никто не смог предвидеть нового роста масштабов акций протеста.

Новости

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });