Ответственность водителей усилят до конца года
Госдума может принять законопроект, ужесточающий ответственность водителей, уже на текущей сессии. Окончательный вариант проекта поправок в законодательство будет направлен в правительство РФ и Верховный суд уже в пятницу
Москва. 11 октября. INTERFAX.RU – Законопроект, существенно ужесточающий ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, вероятнее всего будет принят во всех чтениях до конца текущего года.
Как сообщил один из авторов законопроекта первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков (фракция "Единая Россия"), окончательный вариант проекта поправок в законодательство, ужесточающих ответственность водителей, будет направлен в правительство РФ и Верховный суд уже в пятницу. "Завтра рабочая группа завершит работу над документом, и завтра же в правительство и Верховный суд будет послан окончательный вариант с учетом возможных поправок в любую статью", - сказал Лысаков в четверг на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса". По расчетам Лысакова, отзывы от правительства и Верховного суда можно ожидать в течение двух недель. Затем потребуется примерно около месяца на получение заключения на документ от регионов. "Я не исключаю, что уже в осенней сессии этот законопроект должен получить форму закона", - добавил он.
Лысаков также пояснил, что направлять этот законопроект в правительство и Верховный суд необходимо в связи с тем, что поправки в нем предлагается внести в Уголовный кодекс РФ.
Так, в основном поправки в законопроект коснутся тех, кто садится за руль в нетрезвом виде. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам совещания по безопасности дорожного движения у премьера Дмитрия Медведева, за вождение в нетрезвом виде будут штрафовать на стоимость среднего автомобиля по РФ и лишать прав на срок до 3 лет. По словам первого вице-премьера, штраф должен быть таким, чтобы "водитель, семья водителя чувствовали материально неблагоприятные последствия, и сам водитель понимал, насколько для него и его близких штраф будет являться тяжелой ношей". "За повторное нарушение, то есть вождение автомобиля в нетрезвом виде предлагается ввести уже уголовную ответственность, которая будет сопряжена с очень высоким штрафом и лишением права водить автомобиль в течение определенного времени", - сообщил Шувалов.
Законопроект предусматривает также введение уголовной ответственности для нетрезвых водителей, лишенных прав и севших за руль, отметил депутат. "Люди, которые сядут за руль в состоянии опьянения, будут лишены свободы на срок до трех лет", - сказал Лысаков. Он отметил, что ныне существующая санкция для таких водителей в виде 15 суток административного ареста "является нулевой по эффективности".
Подготовленный в Госдуме проект закона в то же время предусматривает возвращение в действующее законодательство нормы о допустимом количестве алкоголя в крови - 0, 2 промилле. Лысаков отметил в четверг, что введение предельно допустимой концентрации не является разрешением выпить. "Мы не предлагаем отменить сухой закон (за рулем - ИФ). Мы предлагаем этот закон ужесточить с поправкой - он должен стать справедливым. Сейчас, к сожалению, ввиду нулевых критериев он несправедлив и мы зачастую наказываем людей, которые не употребляли алкоголь, садясь за руль. Иногда под эту косу подпадают люди, которые вообще не употребляют алкоголь, но у них нашли десятые или сотые доли алкоголя в крови", - подчеркнул первый зампред комитета Госдумы РФ.
При этом он пояснил, что введение предельно допустимой концентрации алкоголя для водителей в 0,2 промилле осуществляется для того, чтобы избежать погрешностей в измерениях прибора. "Первые клинические признаки опьянения появляются от 0,5 промилле, запах - от 0,3 промилле. Таким образом, мы предлагаем своего рода договор между властью и обществом, не являющимся разрешением выпить", - подчеркнул парламентарий. Вместе с тем он привел пример, когда введение 0,2 промилле может помочь трезвому автолюбителю по ошибке не лишиться прав. "Сегодня мы сталкиваемся с другой проблемой. Когда, скажем, человеку становится плохо, он должен выпить корвалол, но это спиртовая настойка, и он этого не делает, потому что это сразу покажет промилле. А это может привести к печальным последствиям", - добавил он.
Наказание водителя за отказ от медосвидетельствования предполагается уравнять с санкцией за езду нетрезвым. В связи с этим новый законопроект предусматривает увеличение штрафа за отказ от медосвидетельствования до 50 тыс. рублей с одновременным лишением прав на три года. В настоящее время отказ от медосвидетельствования (ст. 12.26 КоАП РФ) влечет лишение права управления автотранспортом на срок от полутора до двух лет.
Систематическое нарушение правил дорожного движения будет караться лишением водительских прав на год. "Мы предлагаем ввести новую статью КоАП 12.38 - это систематическое нарушение правил дорожного движения. Совершение трех и более правонарушений, предусмотренных 12 "водительской" главой КоАП влечет лишение права на управление транспортным средством на срок один год", - сообщил Лысаков. Он уточнил, что лишать прав на год будут за три грубых нарушений или 30 мелких. Как уточнил первый зампред комитета Госдумы, сейчас человек может получить 20, 30 штрафов, и ему это ничем не грозит: через год штрафы списываются.
Увеличение штрафа также будет введено за непристегнутый ремень и перевозку детей в автомобиле без детского кресла. "Мы предлагаем за непристегнутый ремень увеличить штраф до одной тысячи рублей, а за неиспользование детского удерживающего устройства - до трех тысяч рублей", - пояснил Лысаков.
Лысаков также не исключил, что ко второму чтению документа в нем может быть предусмотрено повышение штрафов для нелегальных извозчиков. По его словам, штраф для так называемых "бомбил" может составить до 15-20 тыс. рублей. Он отметил, что в настоящее время такие нелегальные извозчики платят штраф в размере пяти тысяч рублей, тогда как легальные перевозчики наказываются штрафом в размере до 50 тыс. рублей в случае разного рода нарушений."Это явный перекос и мы хотели бы этим вопросом заняться отдельно с тем, чтобы вычленить эту группу водителей ("бомбил") и наказывать ее более жестко", - сказал Лысаков.
На минувшей неделе Шувалов также сообщил, что за превышение скорости свыше 120 км в час штрафы могут быть увеличены до 50 тыс. рублей. Кроме того, по словам Шувалова, на совещании правительства на минувшей неделе речь шла и об увеличении штраф за проезд на красный свет и несоблюдении правил по проезду через нерегулируемый пешеходный переход.
Между тем, Лысаков отметил, что санкции имеет смысл применять и к сотрудникам ГИБДД. На пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в четверг он предложил увольнять инспекторов ГИБДД за дополнительный алкотестер и наличность выше обозначенной суммы."Если у инспектора найден алкотестер, не выданный на дежурство, а свой личный, который он может использовать для освидетельствования водителей (а такие схемы тоже встречаются), такого инспектора предлагаю немедленно увольнять с работы", - заявил он. "В случае если у инспектора в кармане будет больше разрешенной суммы, скажем, 2000 рублей, на обед, сигареты и какие-то свои расходы, то это должно являться основанием для соответствующих выводов руководства", - продолжил парламентарий. Он также предложил оборудовать системами видеонаблюдения помещения, где проводится освидетельствование водителей на употребление алкоголя.."Надо принимать меры и к медикам, а фальсификация медицинской документации у нас сегодня практически ненаказуема. Из трезвого могут сделать пьяного и наоборот. Есть случаи, когда наркологи действуют в связке с нечистоплотными автоинспекторами. Эту ситуацию помогло бы разрешить, скажем, введение видеофиксации проведения освидетельствования. Тогда уже никто не смог бы написать в протокол о том, что человек бился головой об стену, кидался на нарколога и инспектора, если он спокойно сидел", - подчеркнул он. Депутат добавил, что эти инициативы не вошли в текущий пакет поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за вождение в нетрезвом виде, а являются лишь его предложениями.