Проблемы с котлами не помешали полетам
Неисправности паровых котлов на авианосце "Викрамадитья" не повлияли на палубные испытания истребителей. На корабле поменяют кирпичную кладку, и через три-четыре месяца он продолжит испытания
Москва. 18 сентября. INTERFAX.RU - Полеты корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ с палубы авианосца "Викрамадитья" (бывший российский тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Горшков"), несмотря на определенные проблемы с энергетической установкой корабля, продолжаются точно по графику.
"Информация о том, что авианосец якобы потерял ход, не соответствует действительности. Корабль не только находится на ходу, но и выполняет задачи по предназначению как авианесущий крейсер. Точно в соответствии с графиком с его палубы осуществляются полеты истребителей МиГ-29К/КУБ. Причем не только в дневное, но и ночное время суток", - сообщил "Интерфаксу" во вторник один из членов экипажа "Викрамадитьи".
Он отметил, что проблемы с паровыми котлами возникли не сегодня: "О них нам было известно еще три месяца назад. Но эти проблемы не критические для проведения ходовых испытаний как самого корабля, так и проведения полетов палубных истребителей. Энергетическая установка авианосца по-прежнему без проблем обеспечивает скорость хода корабля более 20 узлов".
Напомним, накануне стало известно, что во время ходовых испытаний корабля три из восьми его паровых котлов вышли из строя. В июле авианосец впервые вышел в Баренцево море из дока "Севмаша". Программа была рассчитана на 124 дня, одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца. На прошлой неделе, как только авианосец набрал скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке. "Крейсер попросту встал. Как впоследствии выяснилось, из восьми паровых котлов энергетической установки семь были выведены из строя", - сообщил источник газеты "Коммерсант". При этом авианосец стабильно набирал малую и среднюю скорость.
По возвращению на "Севмаш" на энергетической установке корабля будут проведены необходимые ремонтные работы, после чего авианосец продолжит ходовые испытания. "Эти работы не связаны с заменой паровых котлов", - сказал один из членов экипажа "Викрамадитьи".
О том, что на авианосце не требуется замена паровых котлов, сообщил ранее и заместитель генерального директора Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК) Василий Кукин. На паровых котлах, применяемых на российских кораблях, в качестве подкладки под кирпичную кладку используется листовой асбест, который выдерживает необходимую температуру и имеет достаточную плотность, объяснил он. Однако индийская сторона при проектировании и строительстве котлов для своего авианосца попросила асбест не использовать. "В результате были найдены другие изоляционные материалы, в частности, изофлокс, которые и были рекомендованы Балтийскому заводу для производства котлов. Однако по каким-то причинам Балтийский завод не применил этот материал, а запросил у проектной организации возможность использования другого материала", - рассказал Кукин. Хотя стендовые испытания и подтвердили способность котлов держать необходимую температуру, в процессе наладки и ходовых испытаний на восьми установленных на авианосце котлах обнаружилось, что отдельные кирпичи выпадают или крошатся. В частности, в районе экономайзера кирпичная кладка также выпала, что привело к повышению температуры, уходящих газов перед турбонаддувочным агрегатом. В результате пришлось ограничивать нагрузку котлов.
"То, что написали в СМИ, что нужно менять котлы, резать корабль пополам - это абсолютная чушь. Менять котлы целиком никакой необходимости нет, - заключил Кукин. - Принято однозначное решение, согласованное с Балтийским заводом - менять кирпичную кладку. Кирпичная кладка меняется, не демонтируя котлы, не вырезая ничего. Технология ремонта котлов позволяет сделать этот процесс достаточно быстрым, может быть, три-четыре месяца, но никак не целый год, как сообщалось в СМИ".
Российские экспортеры рассчитывают, что Индия не станет предъявлять штрафные санкции в связи с тем, что сроки поставки заказчику авианосца, скорее всего, будут сдвинуты. "Наши индийские партнеры с пониманием отнеслись к тому, что сроки сдачи авианосца, скорее всего, будут пролонгированы из-за проблем с энергетической установкой, выявленным в процессе ходовых испытаний. Но, насколько нам известно, они не намерены предъявлять в связи с этим какие-то штрафные санкции", - сказал "Интерфаксу" во вторник высокопоставленный источник в одной из российских структур занимающихся экспортом вооружений.
По его словам, индийские партнеры заинтересованы в том, чтобы неполадки в работе паровых котлов были устранены как можно скорее. Естественно, все работы будут выполнены за счет российской стороны.