Кровавое пятно в деле об останках

Руководство "Эрмитажа" наконец согласилось отдать на экспертизу рубашку Николая II, анализ кровавого пятна на которой может повлиять на процесс идентификации царских останков

Кровавое пятно в деле об останках
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 августа. INTERFAX.RU - Следователи добились согласия дирекции "Эрмитажа" взять на исследование рубашку последнего российского царя Николая II с сохранившимся на ней кровавым пятном. Новая экспертиза будет иметь огромное значение: по ее результатам в деле идентификации царских останков можно будет поставить либо жирную точку, либо вопросительный знак о справедливости их захоронения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Напомним, что исследовав точно такое же пятно с платка Николая II, японский ученый Тацуо Нагаи несколько лет тому назад доказал, что останки нецарские, и к этим выводам прислушалась патриархия.

Как оказалось, самые весомые "улики" в деле останков царской семьи относятся к периоду, когда Николай II был еще цесаревичем. Во время визита в Японию в 1891 г. на него было совершено покушение: сумасшедший фанатик, стоявший в полицейском оцеплении в Оцу, нанес ему сильный удар саблей. "Выехали в джен-рикшах и повернули налево в узкую улицу с тополями по обеим сторонам. В это время я получил сильный удар по правой стороне головы над ухом. Повернулся и увидел мерзкую рожу полицейского, который второй раз на меня замахнулся саблей в обеих руках. Я только крикнул: "Что, что тебе?" И выпрыгнул через джен-рикшу на мостовую. Увидев, что урод направляется ко мне и что никто не останавливает его, я бросился бежать по улице, придерживая рукой кровь, брызнувшую из раны. Я хотел скрыться в толпе, но не мог, потому что японцы, сами перепуганные, разбежались во все стороны", - так описывал происшествие сам Николай. В Оцу до сих пор сохранились платок с его кровью, диван, на котором сидел раненый, и даже сабля, которой его ударили. А вот запятнанная кровью рубашка в числе других вещей отправилась в Петербург (визит цесаревича в Японию был в экстренном порядке прерван) и очутилась в хранилище "Эрмитажа".

После вскрытия первого захоронения и открытия уголовного дела об обнаружении человеческих останков в месте гибели царской семьи ее по каким-то причинам не исследовали. Скорее всего, следователи на тот момент не подозревали о существовании столь важной улики. Материал для прямой экспертизы в России стали искать после того, как в 2004 г. было опубликовано исследование японского генетика, профессора Токийского института микробиологии Тацуо Нагаи. Он сравнил ДНК, выделенное из останков скелета №4 (который, как считается, принадлежит Николаю II), и ДНК крови, сохранившейся на платке, которым цесаревич утирался в Оцу. По мнению ученого, структуры ДНК оказались различными. Кроме того, ДНК скелета не совпала с ДНК, полученной из пота императора, образец которого Нагаи удалось получить в Санкт-Петербурге.

Четыре года назад японский ученый посетил Россию в надежде обсудить данные своего исследования с российскими коллегами, но не нашел понимания у следователей. Нагаи обвинили в поиске дешевой сенсации и чуть ли не в воровстве образцов тканей и останков монарших скелетов. Однако выводы ученого заинтересовали Православную церковь. По благословению Патриарха Алексия II Нагаи был принят его помощником епископом Дмитровским Александром, которому продемонстрировал протоколы исследований. Отец Александр позже сообщил, что они выглядят убедительно. С тех пор православная церковь не изменила своей позиции, продолжая считать проведенные исследования, как генетические, так и исторические, не окончательными и не позволяющими дать ответ о принадлежности найденных под Екатеринбургом останков, в том числе тех, которые считаются скелетами Алексея и Марии.

Чтобы опровергнуть выводы Тацуо Нагаи, российским следователям необходимо произвести прямую идентификацию крови с хранящейся в "Эрмитаже" рубашки с останками Николая и доказать идентичность образцов ДНК. В ближайшее время в Санкт-Петербург вылетят специалист в области молекулярно-генетических исследований Евгений Рогаев и старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления при прокуратуре РФ Владимир Соловьев. "Они внимательно изучат возможность получения вытяжки из пятна крови, которая имеется на рубашке и образовалась в результате травмы, которую Николай второй получил во время путешествия в японском городе Оцу в 1891 году. Будем надеяться, что кровь пригодна для экспертизы", - заявил агентству "Интерфакс-Урал" руководитель Свердловского бюро судебно-медицинской экспертизы Николай Неволин. Ранее руководство "Эрмитажа" отказывалось отдать ученым на "растерзание" ценный экспонат без гарантий его сохранности.

Кроме того, российские ученые продолжают изучать останки на предмет поиска гена гемофилии, носителем которого был царевич Алексей, а также его мать – императрица Александра Федоровна. "Об окончании этой экспертизы говорить пока рано. Но хотелось бы закончить к концу этого года", - сообщил Неволин. По данным interfax.ru, пока ген гемофилии в структуре ДНК цесаревича не обнаружен. Работу генетиков существенно затрудняет плохое качество исходного материала. Однако если экспертиза в конце концов увенчается успехом, это серьезно упрочит позиции тех, кто считает, что под Екатеринбургом были найдены именно царские останки. Ведь гемофилия была и остается редкой болезнью - на сто тысяч новорожденных мальчиков в различных странах встречается не более 6-15 гемофиликов.

Новости

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });