Лебедеву отказали
Адвокатам Платона Лебедева не удалось добиться признания незаконными решения судов по УДО. Обращение защиты признано необоснованным
Архангельск. 28 апреля. INTERFAX.RU - Прокуратура Архангельской области признала необоснованным обращение защитников бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева с просьбой пересмотреть в порядке надзора решение об отказе ему в условно-досрочном освобождении.
"Оснований для принесения надзорного предоставления не имеется. Оснований для проведения служебной проверки в отношении сотрудников прокуратуры, принимавших участие как при рассмотрении ходатайства об УДО П.Лебедева от наказания, так и прокуроров, участвовавших в заседании кассационной инстанции, не имеется, поскольку данные о каких-либо нарушениях с их стороны отсутствуют", - сообщила "Интерфаксу" в субботу старший помощник прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью Юлия Шевченко.
В ответе, подготовленном на имя адвокатов Лебедева, говорится, что вынесенные судебные решения были законными. "Нарушений закона, влекущих отмену постановления Вельского районного суда от 27 июля 2011 года об отказе в удовлетворении ходатайства экс-руководителя МФО "МЕНАТЕП" об УДО от отбывания наказания, а также кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Архангельского областного суда от 16 сентября 2011 года, допущено не было", - подчеркивает в документе.
Обращение защитников Лебедева поступило в прокуратуру Архангельской области 9 апреля, срок ответа на поступившие документы был установлен до 30 апреля. Обращение адвокатов бывшего руководителя МФО "МЕНАТЕП" изначально было направлено в Генпрокуратуру РФ. 27 марта Генпрокуратура РФ перенаправила обращение в прокуратуру Архангельской области.
Обращение в Генпрокуратуру последовало после того, как адвокаты осужденного обратились в Конституционный суд с требованием проверить законность положения о том, что фигурант для досрочного освобождения обязан признать свою вину, поскольку в отказном решении содержалась ссылка именно на это. Конституционный суд не рассматривал заявление по существу и вынес решение о том, что положение о признании вины для ходатайства об УДО "не означает, что лицо обязано указывать подобные сведения".
"Суд тем самым сохранил "интригу". Боюсь, что в этом противоречии - "должен, но не обязан", суды общей юрисдикции и впредь будут находить основания для такого "собственного усмотрения", которое как и раньше позволит им принимать "нужные" решения. С другой стороны, совершенно очевидно, что Конституционный суд, пусть и косвенно, но признал, что в деле об УДО права П.Лебедева были нарушены, так как отказ ему в условно-досрочном освобождении мотивировался Вельским районным и Архангельским областным судами вопреки конституционно-правовому истолкованию статьи уголовно-исполнительного кодекса", - комментировал тогда решение суда адвокат бизнесмена Владимир Краснов. В свою очередь адвокаты Михаила Ходорковского прямо указывали, что решение Конституционного суда ничего не изменит в ситуации с УДО. "Насколько я понимаю, Конституционный суд в очередной раз уклонился от прямого ответа на поставленный перед ним вопрос, закрывшись общими рассуждениями. Таким образом, ситуация эта не меняется, все на практике останется по-прежнему", - комментировал ситуацию "Интерфаксу" Вадим Клювгант.
В начале апреля Лебедеву также отказали в удовлетворении иска о компенсации за незаконное продление на три месяца содержания под стражей перед вынесением второго приговор. Тверской суд, принимавший решение, сослался на то, что права заявителя отмененным решением не были нарушены.
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и экс-глава МФО "МЕНАТЕП" П.Лебедев были арестованы в 2003 году. В мае 2005 года их приговорили к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Позже Мосгорсуд снизил им наказание до восьми лет каждому. В декабре 2010 года в рамках "второго дела" экс-руководителей ЮКОСа приговорили к 14 годам лишения свободы за хищение нефти и легализацию выручки от ее продажи. Через полгода Мосгорсуд снизил срок наказания с 14 до 13 лет. Срок исчисляется с 2003 года - со дня ареста по "первому делу" ЮКОСа. Таким образом, осужденные должны выйти на свободу в 2016 году.