Обычные участки

Корреспонденты Interfax.ru 4 марта провели день на избирательных участках Москвы в качестве наблюдателей

Обычные участки
Фото: Reuters

Москва. 6 марта. INTERFAX.RU – Накануне выборов все готовились к противостоянию. Число простых москвичей, которые решили пожертвовать выходным, заменив его на многочасовую работу наблюдателем в эти выборы были рекордным. Люди ходили на лекции и курсы, были готовы следить за нарушениями и бороться за голоса. Среди них были и наши корреспонденты. Но в итоге нам не повезло. Или повезло. На трех участках, где мы работали, никаких эксцессов не случилось – обычные участки со своими мелкими проблемами, вопросами и курьезами.

Участок 1226

Это был первый опыт участия в выборах в качестве наблюдателя, и, прочитав книгу "Разгневанные наблюдатели" мы с другом были готовы буквально ко всему - что будут выносить братки с участков, что милиция будет препятствовать нашей работе. Тем не менее, наш опыт был, скорее со знаком "плюс", чем "минус". Работа на участке 1226 (Сокольники) началась немного сумбурно - регистрация наблюдателей и опечатывание урн проходило одновременно. До 8 часов на участке было довольно много суеты. В книгах избирателей в нескольких местах были пометы (они были удалены), кроме того, несколько записей о выдаче открепительных удостоверений были сделаны без подписи председателя.

Голосование в целом прошло без эксцеcсов - никаких признаков "карусели", вбросов, махинаций с переносными ящиками для голосования и иных фальсификаций замечено не было. Члены комиссии корректно работали с книгами - не вносили никаких записей, когда у столов не было избирателей. Нарекания вызвали, скорее, сами эти книги избирателей. Был случай, когда двое военнослужащих со штампом в паспорте о постоянной прописке в доме, прикрепленном к участку 1226, не были внесены в книги избирателей. Но это, наверное, вопрос к паспортному столу и ТИК, а не к участковой избирательной комиссии. Эти военнослужащие столкнулись с такой же ситуации и на выборах в Госдуму в декабре прошлого года. В этот раз их внесли в дополнительный список избирателей, и они смогли проголосовать и на президентских, и на муниципальных выборах. Это обжаловала наблюдатель от одного из кандидатов в муниципальное собрание, но, в свою очередь, сами военнослужащие написали заявление о воспрепятствовании реализации избирательных прав. Помимо этого, в книгах было много умерших - однако об этом были сделаны пометки уже в ходе самого голосования (родственники приносили свидетельства о смерти). Кроме того, интересный факт - в списке голосующих на дому по состоянию на утро воскресенья было 46 человек, до 14:00 мск добавился еще один (итого 47). При этом реестра голосующих вне участка мы так и не видели - мы видели только неформальный список. Всего на участке было три переносных ящика, и за три раза мы обошли всего 20 человек. То есть список для голосования на дому сократился довольно существенно. Возможно, увидев решимость наблюдателей, комиссия решила не рисковать и не использовать этот ресурс. Конечно, несвоевременное составление реестра - это нарушение, но в результате голосование на дому прошло чисто, за это мы готовы поручиться.

Хочется отметить, что ни председатель комиссии Елена Ермишина, ни секретарь комиссии, не делали наблюдателям необоснованных замечаний, наоборот - шли навстречу, принимали жалобы, позволяли делать ксерокопии документов, не ограничивали нас в передвижениях. Минус председателя в том, что она не 100%-но четко знала все положения законов, чувствовалось, что она в них "плавает". Но при этом она всегда выслушивала и прислушивалась к наблюдателям, когда они зачитывали нормы закона, советовалась с нами. Был момент, уже после закрытия участка, но до подсчета голосов. Мы разбирались с неиспользованными бюллетенями и открепительными. Оказалось, что открепительные должны были быть погашены еще до начала голосования (чего мы не сделали), так что их пришлось гасить уже вечером, что и было зафиксировано.

В остальном процедуры при подсчете голосов были проведены в соответствии с правилами. Подсчет был гласным - председатель поднимала каждый бюллетень высоко вверх и оглашала имя кандидата. Все наблюдатели были к подсчету голосов допущены. Протоколы были составлены в соответствии с правилами и выданы под роспись в реестре. Итоговые данные протоколов председатель зачитала на веб-камеру, наблюдатели также записывали этот момент на видео.

Утром 5 марта мы решили проверить, внесены ли результаты нашего участка в сводные данные по Сокольникам. на сайте Московской городской избирательной комиссии данных с нашего участка не было, и мы забеспокоились, что могли возникнуть какие-то проблемы. Но мы позвонили представителю "Гражданина наблюдателя" в ТИК Сокольники и он сказал, что все данные, имеющиеся в ТИК по участку 1226 и пока не внесенные в систему, соответствуют нашим первичным протоколам. На этом мы успокоились.

Участок 1330

Я работал на участке 1330, около метро "Кузьминки". Примечательно, что сюда было записано довольно большое количество наблюдателей, но реально их (т.е. нас) число было ограничено нашей группой 4 человека (координация "Гражданин наблюдатель"), было двое от муниципальных и еще 2-3 девушки. Ничего серьезного из нарушений не обнаружилось: возможно, какие-то точечные манипуляции, но о них лишь догадки.

В процессе подсчета вскрылась трудность: отсутствие в матрице протокола возможность учесть те бюллетени, которые, вероятно, были унесены с собой. Очень ярким впечатлением был скоростной счет бюллетеней, этим высоким искусством нас удивила представитель школы 333 Марина Владимировна... И еще одно яркое впечатление на меня произвели хождения с переносным ящиком. Три часа 5 человек (член комиссии, молодой человек, переносящий ящик, девушка-наблюдатель от соцработников, я - наблюдатель от Прохорова и дружинник) ходили-ходили и сумели обойти аж 16 человек. Одна бабушка спросила: а почему в этом бюллетене Путин есть, а в этом нет (второй бюллетень по муниципальным выборам).

Когда извлекали бюллетени из больших урн, небольшая часть настолько сильно наэлектризовалась, что не вытряхивалась. Начальница УИК, она же директор школы, в итоге последний бюллетень доставала кончиком швабры. В целом, впечатление осталось смешанным, к избирательной комиссии претензий нет, кажется, все довольно честно. Результат по протоколу, полученный после подсчета, который принят ТИК: сумма голосов в урнах -1488; из них Жириновский - 95 (6,4%), Зюганов -261 (17,5%), Миронов - 92 (6,2%), Прохоров - 327 (22%), Путин - 678 (45,6%). Явка - 57,2% (от 2601 человека).

Участок 2059

Участок, до которого не доехали "карусели" (машины с молодыми людьми, голосующими по одному открепительному много раз) - это хорошо. Участок, где нет вбросов и крупных нарушений, все документы подшиты так, как положено, а наблюдателям - о чудо! - разрешают передвигаться по всей территории, прекрасен вдвойне. У меня был именно такой участок, №2059.

Мы ждали каруселей - их не было. Коллега, выехавший на голосование на дому, прислал мне СМС: "71 регион (тула), автобусы-газели желтого и белого цвета, молодые люди, возможно, выпившие, 10-15 человек, ездит "карусель". В нашем районе, полиция в курсе, можно жаловаться им на 02". Пришлось следить и за комиссией, и за сообщениями об этих "Газелях" в Интернете. Их заметили у №2065, потом №2063, потом №2060. Ждали. С подозрением оглядывались на каждого нового избирателя. Вроде в основном не молодые, вроде адекватные, вроде не по открепительным. Голосуют за "мертвых душ" (тех, кто годами не ходит на выборы, о таких в УИКе всегда знают)? Проверить нельзя, отметок, какими помечают фамилию "мертвой души", в книгах нет, причин волноваться вроде тоже. Все равно нервно. Все пишут о нарушениях, мои друзья пишут о нарушениях. Я жду. Их нет, карусель якобы уехала на 2054 (уж не знаю, что там в итоге). Последние два часа текут очень медленно, людей мало, открепительных мало, вбросов нет, мы начеку. Вот участок закрывается, "просыпается мафия", как шутят в Интернете, т.е. начинается работа по подсчету голосов. Первые полчаса это ужасно скучно: члены УИК работают со списками избирателей, подсчитывают количество проголосовавших, неиспользованных бюллетеней, гасят их (делают недействительными путем отрезания уголочка). И тут у нас сюрприз: в дополнительных списках несоответствие на одного человека. Видимо, мелкая ошибка, кроме того, не станут же фальсифицировать выборы в количестве один голос на участок! Но комиссия должна все привести в порядок. В порядок она приводит (ищет этот голос) очень долго. Полчаса, час. Сверяют книги, смотрят, пересматривают. А в это время на Манежной все уже радуются: Путин победил! До конца на участке я не досидела, там были надежные наблюдатели, которые действительно проследят, чтобы все прошло достойно. Но не видела смысла по той причине, что за нас уже все отметили, за нас не подсчитали, но как будто бы нас не учли. На моем участке №2059. Москва результаты такие: Путин - 523 голоса (47%), Прохоров - 241 голос, Зюганов - 217, Миронов - 76, Жириновский - 65 голосов.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });