УДО Ходорковского: лед тронулся?
Ингодинский районный суд Читы направил в следственный изолятор, где содержится бывший глава "ЮКОСа" запрос о предоставлении характеристики и материалов на бизнесмена
Москва. 24 июля. INTERFAX.RU - В деле об условно-досрочном освобождении Михаила Ходорковского наметилось некое движение: Ингодинский районный суд Читы направил накануне в следственный изолятор запрос о предоставлении материалов и характеристики на экс-главу НК "ЮКОС". И хотя в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) РФ уверяют, будто этот документ не является определяющим при решении судом судьбы заключенного, адвокатам и родственникам осужденного предпринимателя отзыв тюремного начальства представляется ключевым моментом. Представитель ФСИН заявил в четверг "Интерфаксу", что характеристика на Ходорковского будет максимально объективной. "Любое утверждение, содержащееся в характеристике, должно быть подтверждено документально, а любую неточность в документе можно будет легко выявить и опровергнуть", - подчеркнул собеседник агентства.
По его словам, характеристика должна быть предоставлена суду в десятидневный срок. "В характеристике обычно указываются обстоятельства пребывания осужденного в местах лишения свободы, сведения о нарушениях правил внутреннего распорядка и дисциплинарных взысканиях, если таковые имелись. Или, напротив, о том, что человек зарекомендовал себя с самой лучшей стороны", - отметил собеседник агентства. При этом он подчеркнул, что в документ составляется администрацией колонии, в его подготовке участвуют "различные сотрудники режима, психологи, сотрудники всех тех служб, с которыми так или иначе сталкивался осужденный". К характеристике прилагается также справка о болезнях, которые имеются у заключенного.
Вскоре после подачи в суд адвокатами Ходорковского его просьбы об УДО начальник управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Читинской области Юнус Амаев философски заметил, что досрочное освобождение надо заслужить. "Для этого люди трудятся, ведут себя нормально, не нарушают режим, возмещают причиненный ущерб государству и личности. Иного нет", - сказал он "Интерфаксу".
Сам экс-глава ЮКОСа, как явствует из его просьбы, не сомневается, что заслужил УДО, так как "отбыл более половины назначенного срока, добросовестно работал в колонии, предпринял все возможное для добровольного погашения инкриминированной налоговой недоимки, неукоснительно исполнял требования закона и правил внутреннего распорядка". "Никакой необходимости в моем содержании в условиях лишения свободы не было изначально, тем более ее нет в настоящее время. Непризнание справедливости приговора и желание его обжаловать не являются законными основаниями для отказа в условно-досрочном освобождении", - говорится в обращении, с текстом которого ознакомил журналистов на пресс-конференции 16 июля в "Интерфаксе" адвокат Юлий Шмидт.
Право на УДО, напомнил он, есть у каждого заключенного за некоторым изъятием, предусмотренным законом. По сведениям адвоката больше половины осужденных, прибегающих к этой процедуре, освобождаются условно-досрочно. Окажется ли в этой счастливой половине Ходорковский? Скептики напоминают о нескольких эпизодах, когда его подвергали наказаниям в колонии, в том числе помещали в штрафной изолятор за нарушение режима, которое усматривалось, к примеру, в "приеме пищи в неположенном месте", оставлении рабочего места, ссорах с сокамерниками.
По мнению адвокатов, администрация колонии ЯГ 14/10 имела установку наказывать Ходорковского по любому поводу и без такового, поскольку наличие взыскания препятствует переводу на облегченные условия содержания, а в дальнейшем может не позволить претендовать ему на условно-досрочное освобождение.
Характерный, с точки зрения защиты Ходорковского, эпизод случился в октябре 2007 г. в Читинском СИЗО, когда экс-главе "ЮКОСа" объявили выговор за то, что он не заложил руки за спину во время прогулки. Это взыскание лишило его возможности уже тогда ходатайствовать об УДО.
Мать предпринимателя Марина Ходорковская недавно категорически опровергла информацию о резко испортившихся отношениях экс-главы ЮКОСа с сотрудниками исправительного учреждения. "Все это полное вранье", - сказала она в интервью радиостанции "Эхо Москвы". По словам Ходорковской, отношения у экс-главы ЮКОСа "ни с кем не портились", и к ней самой сотрудники исправительного учреждения относятся "очень корректно".
Новые неприятности сулит между тем Ходорковскому ход заочного процесса в Мосгорсуде над крупнейшим акционером "ЮКОСа" Леонидом Невзлиным. Вчера в ходе прений вслед за прокурором выступила потерпевшая Фрида Исламова - вдова мэра Нефтеюганска, в убийстве которого обвиняется Невзлин. Потерпевшая выразила полную поддержку позиции стороны обвинения и указала, что "после смерти мужа Ходорковский и Невзлин стали преследовать ее".
Ходорковский был арестован в октябре 2003 г., глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев - в июле того же года. Они были осуждены на девять лет лишения свободы каждый Мещанским судом Москвы 31 мая 2005 г., который признал их виновными по семи статьям Уголовного кодекса РФ, в том числе, в мошенничестве и неуплате налогов. Кассационная инстанция Мосгорсуда 22 сентября 2005 г. снизила обоим срок наказания до восьми лет заключения, после чего .Ходорковский и .Лебедев были этапированы для исполнения приговора в колонии: Ходорковский в Краснокаменск Читинской области, Лебедев в поселок Харп Ямало-Ненецкого АО.
В конце 2006 г. Ходорковский и Лебедев были этапированы из колоний в читинский СИЗО в связи с расследованием нового уголовного дела. В рамках нового уголовного дела Генпрокуратура РФ обвиняет Ходорковского и Лебедева в легализации 450 млрд руб. и $7,5 млрд в период с 1998 по 2004 годы. По новым обвинениям им грозит до 20 лет лишения свободы. В августе истекает 18-месячный - предельный срок содержания Ходорковского и Лебедева под стражей в СИЗО Читы.
Также в первых числах августа Ингодинский районный суд Читы намерен определить дату рассмотрения ходатайства по условно-досрочному освобождению Ходорковского. Ходатайство адвокатов Ходорковского на его условно-досрочное освобождение будет рассматривать судья Игорь Фалилеев. Дата судебного заседания пока не определена. ФСИН ранее объявила о готовности выполнить любое решение суда.
Недавно мать экс-главы ЮКОСа Марина Ходорковская через "Новую
газету" обратилась с призывом к президенту РФ помочь с досрочным освобождением сына. Она попросила главу государства "сделать подарок" ей
с мужем к "золотой свадьбе", которая будет отмечаться этой осенью: "чтоб
сын наш в этот день сидел с нами дома за одним столом".
Между тем сам Ходорковский так объяснил, почему предпочел пока не обращаться к главе государства: "Я осознаю, что вправе при необходимости обратиться непосредственно прямо к президенту нашей страны. Однако уважая действующий закон и институт судебной власти как одну из конституционных основ общества и государства, считаю необходимым прежде всего использовать судебный порядок реализации всех предоставленных мне этим законом прав и возможностей для облегчения моего нынешнего положения".
Эти доводы, по мнению наблюдателей, должны импонировать и объявившему войну "правовому нигилизму" Дмитрию Медведеву. После его избрания президентом лозунг "Свободу Ходорковскому!" зазвучал громче. Западные наблюдатели, в частности, считают, что помилование предпринимателя было бы существенным симптомом либерализации. Особенно живо обсуждалась возможность изменения отношения властей к делу Ходорковского в преддверии визита Медведева в Берлин. Глава МИД Германии Вальтер Штайнмайер и канцлер Ангела Меркель подняли вопрос во время переговоров с российским лидером.
На пресс-конференции по итогам саммита президент РФ заявил, что все процедуры в отношении Михаила Ходорковского, должны базироваться на внутреннем законодательстве и не являются предметом межгосударственных переговоров. Эксперты, однако, считают, что высказывания Медведева вполне можно было расценить как приглашение воспользоваться этими самыми процедурами внутреннего законодательства. "И к процедуре помилования, как и к другим процедурам, может прибегнуть любой осужденный гражданин, в том числе Ходорковский", - сказал Медведев.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/