Полигамия как образ жизни

Руководители стран Центральной Азии вернулись к вопросу о возможности легализации многоженства, причем акцент делается на то, чтобы соблюсти права детей

Полигамия как образ жизни
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 июля. INTERFAX.RU - Киргизские власти вновь вернулись к обсуждению вопроса о легализации многоженства, которое активно практикуется в этой стране, а также в других государствах Центральной Азии. Министр юстиции Киргизии заявил, что запрет на полигамию, прописанный в УК республики, нарушает права детей, рожденных в незарегистрированных вторых и третьих браках. Он призвал депутатов местного парламента исключить соответствующую статью из уголовного законодательства. Проблема, поднятая в Киргизстане, не чужда и южным республикам РФ, население которых исповедует ислам. За отмену наказания за многоженство неоднократно высказывались лидеры Ингушетии, Дагестана и Чечни. Некоторые московские политики также поддерживают эту идею.

Выступление министра юстиции Киргизии Марата Кайпова, ратующего за отмену уголовного наказания за полигамию, никого в республике не удивило. Власти этой страны планомерно движутся к принятию соответствующего закона. Характерно, что вопрос о многоженстве поднимают не духовные лидеры, которым вполне достаточно того, что вторые и последующие браки заключаются по законам шариата, а члены правительства Киргизстана. Ранее по их инициативе из Конституции страны было исключено положение о том, что Киргизия является "светским государством". Теперь чиновники хотят внести изменения в Уголовный и Семейный кодексы.

Марат Кайпов настаивает, что уголовная статья, предусматривающая наказание за многоженство до трех лет лишения свободы, во-первых, не работает, а во-вторых, ущемляет права детей, появившихся на свет в незарегистрированных союзах. "Цель любого наказания - исправление и воспитание преступника, осужденный ведь снова будет жить со своими семьями, в чем же тогда заключается исправление?" - недоумевает министр.

"Получается, что данную категорию преступников надо держать пожизненно в тюрьмах", - отмечает он. По словам Кайпова, в среднем в Киргизии ежегодно рождаются около 30 тысяч внебрачных детей, которые не имеют никаких прав. "Отмена соответствующей статьи в Уголовном кодексе республики приведет к тому, что мужчины будут нести большую ответственность и заботу обо всех своих семьях", - уверен министр.

Однако местные правозащитники подозревают, что чиновники пекутся вовсе не о 30 тысячах внебрачных детей и их матерях, а в первую очередь о самих себе. Одна из них – Азиза Абдурасулова – публично заявила, что президент страны Курманбек Бакиев имеет трех жен, и даже назвала, в каких районах страны они живут. По мнению Абдурасуловой, инициаторы легализации многоженства хлопочут, чтобы обезопасить лидера страны от возможных кривотолков и судебных исков.

Правозащитные организации признают, что вокруг многоженства в Киргизии сложилась непростая ситуация. С одной стороны, имеют место случаи, когда женщину принуждают стать второй, третьей и так далее женой, относятся к ней, как к рабыне и прочее. Однако многие союзы заключаются по соглашению всех сторон, несколько жен прекрасно ладят между собой, вместе воспитывают детей и ведут хозяйство. "Тогда статья о многоженстве может стать орудием в руках власти, если она захочет посадить человека по политическим или другим мотивам", - указывают правозащитники. Многовековые традиции полигамии последнее время упрочились из-за сложного социально-экономического положения Киргизии, где многие девушки, особенно из бедных многодетных семей, просто не имеют шансов выйти замуж.

Аналогичная ситуация складывается в Таджикистане и Туркмении, население которых также активно практикует многоженство. Во всех странах Центральной Азии второй и последующий браки заключаются муллами и имамами по шариатскому обряду никях (чтение брачного договора). Сам по себе никях не имеет юридической силы, но придает женщине статус замужней жены в глазах родственников и знакомых. В настоящее время возможно присвоение ребенку фамилии и отчества отца, даже если он не состоит в официальном браке с матерью этого ребенка. Что касается имущественных прав членов второй семьи, то их вполне можно закрепить нотариально.

В России подобные союзы не редкость в южных республиках, исповедующих ислам. Напомним, что в 1999 г. президент Ингушетии Руслан Аушев при поддержке местного парламента узаконил в республике право мужчин заключать до четырех браков. Однако Верховный суд республики отменил эту норму как неконституционную. В 2006 г. вопрос о легализации многоженства поднимал лидер Чечни Рамзан Кадыров. Нынешний президент республики ссылался на традиции чеченского народа, а также на численный дисбаланс между мужчинами и женщинами, образовавшийся в результате двух войн. Однако в большинстве своем россияне негативно относятся к легализации полигамии в стране. Две трети опрошенных или 62% не одобряют эту идею, и только 10% не возражают против того, чтобы мужчины получили возможность на законных основаниях иметь несколько жен. Среди сторонников полигамии есть и известные политики, в частности, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и экс-лидер СПС Борис Немцов. Последний, кстати, не скрывает, что имеет детей от трех разных женщин.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });