Джиоева: какой смысл?
Лидер югоосетинской оппозиции Джиоева заявила, что разочарована политикой в Южной Осетии и раздумывает, оставаться в политике или нет
Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU – Лидер югоосетинской оппозиции Алла Джиоева заявила, что в течение трех дней примет решение, останется ли она в политике.
"Когда я начинала этим заниматься, я не думала, что это такая грязь, и что здесь люди готовы идти ради достижения своих целей на все, не гнушаясь ничем. Я, конечно, надеюсь, что где-то в мире есть честная политика, но, к сожалению, у нас дела обстоят иначе. Поэтому в течение трех дней я приму решение (оставаться в политике или нет - ИФ) и объявлю об этом народу", - заявила Джиоева "Интерфаксу" по телефону во вторник.
Вместе с тем оппозиционерка не исключила, что обратится к одной из стран мира с просьбой о политическом убежище. "У меня впервые возникла мысль о том, чтобы уехать из Южной Осетии. Меня не сломили ни грузинская агрессия, ни уголовное дело, однако теперь я всерьез раздумываю, и, наверное, попрошу в какой-нибудь стране политического убежища", - сказала собеседница агентства.
Как ранее сообщалось, Джиоева была госпитализирована 9 февраля вечером с подозрением на микроинсульт после того, как следователь попытался вручить ей повестку в Генпрокуратуру на допрос по делу, возбужденному 30 сентября 2011 года в связи с попыткой госпереворота. Ее сторонники утверждают, что штаб-квартиру Джиоевой взял штурмом ОМОН и ее ударили прикладом по голове.
Глава МВД Южной Осетии Валерий Валиев заявил, что физического воздействия к лидеру оппозиции Алле Джиоевой не применялось. "Мы категорически опровергаем все слухи о том, что она якобы получила удар прикладом автомата по голове, в результате чего произошло внутреннее кровоизлияние", - заявил журналистам Валиев в минувший четверг. По его словам, первичный медицинский осмотр, который проводился врачами в больнице, куда была доставлена Джиоева, также не зафиксировал каких-либо телесных повреждений. "Все это наглая, безответственная ложь", - подчеркнул Валиев.
Главврач республиканской больницы Маирбег Кокоев сообщил в понедельник 13 февраля "Интерфаксу", что состояние Джиоевой значительно улучшилось, она переведена в обычную палату. Он подчеркнул, что Джиоева получает все необходимое лечение. "Она идет на поправку, и нет необходимости ей находиться в реанимации. Все то лечение, которое необходимо, мы ей оказали и в дальнейшем будем оказывать", - сказал он. Кокоев также рассказал, что Джиоева поступила в больницу в тяжелом состоянии с диагнозом "гипертонический криз" и подозрением на инсульт головного мозга. "За исключением родственников, доступ к ней ограничен, так как ей необходимо пока пройти курс реабилитации", - отметил медик.
В Генпрокуратуре Южной Осетии предполагают, что до гипертонического криза Джиоеву довели ее сторонники. Как заявил старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры республики Алан Плиев на брифинге в Цхинвале, "Джиоева категорически отказалась принимать повестку и в ходе состоявшегося разговора ее состояние резко ухудшилось". При этом по его словам, в это время в штабе Джиоевой находилось около 25 ее сторонников, большинство из которых были женщины. Присутствующие постоянно вмешивались в разговор, нагнетали обстановку, даже поступали оскорбления в адрес следователя. "Такая обстановка, скорее всего, и послужила поводом для ухудшения ее самочувствия", - сказал Плиев.
Между тем сторонники Джиоевой продолжают настаивать на применении физического воздействия к лидеру. "Во время штурма сотрудники силовых структур действовали очень жестко, били пожилых людей, находившихся в здании. Более того, с двумя людьми, нашими сторонниками, мы до сих пор не можем связаться и установить их местоположение. Где они, задержаны ли, в тюрьме ли, или куда-то вывезены, мы не знаем. Телефоны у них, скорее всего, изъяты и не отвечают", - заявил супруг лидера югоосетинской оппозиции Мэльс Цховребов в понедельник "Интерфаксу". Он опроверг появившиеся ранее сведения о том, что у Джиоевой во время штурма якобы случился инсульт или гепертонический кризис. "Ее избили во время штурма, и избили очень сильно, прикладом ударили по голове. При этом приклады автоматов у штурмующих были замотаны тряпками", - уточнил Цховребов.
Напомним, что 27 ноября 2011 г. в Южной Осетии прошел второй тур выборов президента, в который вышли глава МЧС республики Анатолий Бибилов и экс-министр образования Джиоева. ЦИК по итогам голосования сообщил, что победила Джиоева. Однако Верховный суд республики отменил результаты выборов. Не согласившись с этим решением, экс-министр объявила себя избранным президентом, ее сторонники заняли центральную площадь Цхинвали.
Противостояние действующих властей и оппозиции длилось до вечера 9 декабря, когда действующий тогда президент Южной Осетии Эдуард Кокойты и Джиоева достигли соглашения по урегулированию ситуации в стране. На следующий день Кокойты объявил о своей отставке и передаче полномочий премьер-министру Вадиму Бровцеву. В свою очередь оппозиционеры ушли с площади города, а Джиоева получила возможность принять участие в повторных выборах 25 марта.18 января Джиоева заявила, что отзывает свою подпись под компромиссным соглашением с Кокойты, достигнутым 9 декабря, и потребовала передачи ей власти как законно избранному президенту. 30 января Джиоева заявила, что назначает на 10 февраля свою инаугурацию на пост президента республики.
Бровцев в своем заявлении гражданам республики в четверг вечером заявил, что будет пресекать все попытки антиконституционного переворота в республике. По его словам, "экс-кандидат в президенты Южной Осетии Алла Джиоева публично объявила о своей инаугурации 10 февраля 2012 г. и вступлении в должность президента, что явно противоречит решениям как парламента, так и других органов государственной власти, обеспечивающих законный порядок, правопреемственность президентской власти". Бровцев считает, что такого рода заявления явно ведут к нарушению конституционного строя и фактически являются призывом к попытке насильственного захвата власти. "Нарушение существующих законов Южной Осетии будет пресекаться самым решительным образом. В стране будут предприняты дополнительные меры по защите правопорядка, конституционных прав и свобод граждан", - подчеркнул он в минувший четверг. Тогда же, в интервью газете "Коммерсант Джиоева заявила, что принимать участия в повторных выборах не намерена. "Во-первых, я прекрасно понимаю, что мне никто не даст выдвинуться. По закону кандидат, по вине которого сорваны предыдущие выборы, не имеет права баллотироваться снова. А нарушать закон я не хочу, - заявила Джиоева. - Поскольку власти сделали все, чтобы мою ноябрьскую победу украсть и еще меня же сделать виноватой, то я не сомневаюсь, что это сделают снова". Кроме того, Джиоева указала, что если бы она выставила свою кандидатуру, она бы подтвердила, что эти выборы 25 марта легитимны. "А это не так", - уточнила собеседница газеты.
Пресс-секретарь Джиоевой также скептически оценила перспективы проведения повторных президентских выборов в республике 25 марта. "Мы уже участвовали в предыдущих выборах и победили там. Но никто это признавать не захотел, - сказала Дасаева, отвечая на вопрос о том, сохраняют ли сторонники Джиоевой надежду на ее участие в повторных президентских выбора. - Поэтому какой смысл?"