Кто погиб на буровой
К утру понедельника в Охотском море обнаружены 16 погибших при крушении буровой платформы "Кольская". СМИ тем временем сообщают, что далеко не все из 67 буровиков, должны были находиться на установке в момент аварии
Москва. 19 декабря. INTERFAX.RU - С начала операции по спасению пострадавших после крушения буровой установки "Кольская" обнаружены уже 16 погибших. При этом по состоянию на 9:30 мск на борт буксира "СМИТ Сахалин" поднято 11 тел погибших. В свою очередь на сайте Дальневосточного следственного управлением на транспорте СКР сообщается, что в настоящее время проведены допросы 4 спасенных членов экипажа "Кольской", находящихся в центральной районной больнице поселка Ноглики Сахалинской области.
Днем появилась информация о том, что в районе поисковой операции обнаружен спасательный плот, на котором, ориентировочно, находятся 15 человек. "Информация на сию минуту: авиация обнаружила спасательный плот, на котором, ориентировочно, находятся 15 человек, живы они или нет, неизвестно", - сообщил в понедельник на брифинге генеральный директор компании-судовладельца ОАО "АМНГР" Юрий Мелехов. Он отметил, что на установке "Кольская" и на судах, которые ее буксировали, работали высококвалифицированные экипажи, которые проходили регулярные учения по борьбе за живучесть. Всеми необходимым материалами, расчетами и инструкциями в случае нештатных ситуаций установка была обеспечена, сообщил Мелехов. "Все люди были одеты в термокомбинезоны. Из расчета на 25 человек на воду были спущены плавсредства. То, что не все смогли воспользоваться плотами, это из-за штормовой погоды. Все капитаны имеют большой опыт - более 10 лет", - отметил Мелехов.
Между тем, уже через час эти данные были опровергнуты дальневосточными спасателями, которые участвуют в поисках пропавших людей. "Информация об обнаружении плота с людьми в оперативный штаб не поступала", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель пресс-службы Дальневосточного регионального центра МЧС Сергей Викторов.
Сведения о плоте с людьми также не подтвердил пресс-секретарь командующего Тихоокеанского флота Роман Мартов. "В СМИ появилась информация о том, что плот заметил экипаж самолета ТОФ. Так вот в понедельник самолет флота, вернувшись накануне из района поиска, в воздух больше не поднимался", - отметил Р.Мартов в беседе с корреспондентом агентства. Источник в оперативном штабе поисковой операции также заявил, что ему ничего неизвестно о замеченном плоте с людьми.
Плавучая буровая платформа "Кольская", на борту которой было 67 человек, потерпела крушение в условиях шторма в центральной части Охотского моря в 200 км от Сахалина 18 декабря. Спасти удалось 14 человек. Тела четверых были найдены в тот же день без признаков жизни. Поиск людей с затонувшей буровой платформы продолжается с моря и с воздуха. В данный момент район поиска существенно расширен в юго-западном направлении в связи с сильным юго-западным ветром; спасательная операция будет продолжена и в темное время суток. При этом синоптики прогнозируют, что в районе проведения спасательных действий погода будет улучшаться.
Между тем, газета "Коммерсант" в понедельник сообщила, что во время перегона платформы почти половину находящихся на платформе людей составляли бурильщики, которые на платформе в момент транспортировки вообще не должны были находиться: по данным издания, их взяли, поскольку организаторы рейда по каким-то причинам не стали арендовать дополнительное пассажирское судно. "Примерно половина из общего числа находившихся на установке людей не имела к перегону "Кольской" никакого отношения. Это были операторы буровых установок, их помощники, крановщики и т.п.", - пишет издание со ссылкой на информацию, полученную от источника, осведомленного о ходе следствия.
Как объяснил собеседник газеты, согласно пункту 2.10 инструкции по безопасности морских буксировок от 8 июля 1996 года Федеральной службы морского флота России, "для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается".
Источник "Коммерсанта" предположил, что капитаны ледокола и буксира отказались взять бурильщиков на борт из-за отсутствия нужного количества спасательных средств на борту. А арендовать еще одно судно для перевозки пассажиров организаторы по каким-то причинам не стали.
Издание напоминает, что сигнал SOS с находившейся в 200 км от побережья Сахалина платформы "Кольская", по данным Росморречфлота, поступил в 9:24. Сама платформа затонула, а прибывшим на место спасателям удалось поднять на борт только 14 человек из 67 находившихся на "Кольской". Как отмечают эксперты, среди них большинство моряков, которые несли вахту, находились на палубе и по случаю шторма были одеты в гидрокостюмы и спасательные жилеты.
По факту катастрофы "Кольской" следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц), уточняет издание.
Со своей стороны, гендиректор компании-владельца "Кольской" "Арктиморнефтегазразведки" ("АМНГР") Юрий Мелехов считает оправданным количество людей, находившихся на буровой. Он заявил, что это нормальный экипаж буровой установки, составляющий 67 человек.
Комиссия по расследованию причин аварии приступила к работе приказом Ространснадзора.
Дальневосточное СУ СКР на транспорте рассматривает две основных версии затопления платформы. "В качестве основных рассматриваются следующие версии произошедшего: нарушение правил безопасности при проведении буксировки буровой установки, осуществление буксировки без учета погодных условий, поскольку в районе движения судов был сильный шторм", - сказали агентству в СКР. В ходе расследования также будет проверено техническое состояние буровой установки, дана правовая оценка действиям капитанов судов, а также иным должностным лицам, ответственным за обеспечение безопасности работников буровой станции.
С другой стороны, собеседники газеты в Росморречфлоте считают, что буровая установка могла просто не выдержать очень сильной волны. По версии чиновников, волны снесли так называемые газоотводящие трубки танков, в которых временно хранится выкачанная из скважин нефть, а также выбили иллюминаторы в столовой. Поступившая в образовавшиеся отверстия вода заполнила танки и помещения для экипажа, в результате "Кольская" получила крен и в течение 20 минут затонула.
В свою очередь, источники, осведомленные о ходе расследования, сообщили "Коммерсанту", что "разбитые иллюминаторы и трубки, диаметр которых составляет всего лишь шесть-восемь сантиметров, здесь ни при чем". По предположению экспертов, причиной трагедии стало интенсивное раскачивание буровой установки на волнах, на величину которых она даже по проекту не рассчитана".
Среди тех 67 человек, кто был на борту "Кольской" во время трагедии, больше половины - жители Мурманской области. Кроме того, там находились жители Магадана, Москвы и Московской области, Башкирии, Сахалинской области, Хабаровского края, Красноярского края, Белгородской области. Среди этих 67 человек - пять женщин, все они из Магадана. Кроме того, по предварительным данным, на борту платформы мог находиться иностранец. Согласно списку, который оказался в распоряжении агентства "Интерфакса", на борту буровой, предположительно находился сотрудник страховой компании Nobel Denton Ж.Живко - гражданин Великобритании или Болгарии.
Для родственников в компании-судовладельце буровой платформы - "Арктикморнефтегазразведка" (входит в ОАО "Зарубежнефть", порт приписки Мурманск) - открыта "горячая линия" тел.: 8 (815-2) 55-23-00. "Горячая линия" также открыта на базе телефона доверия Главного управления МЧС России по Мурманской области тел. 8 (815-2) 39-99-99.