Спрос на подделки
По оценкам МВД РФ теневой оборот подделок предметов искусства в России составляет несколько сот миллионов долларов в год
Москва. 13 июля. INTERFAX.RU - Спрос на работы русских пейзажистов в настоящее время очень велик, и этим активно пользуются мошенники, занимающиеся сбытом "перелицованных" картин, заявляют в МВД РФ.
"И в России, и на Западе сейчас ажиотажный спрос на русскую пейзажную живопись, особенно относящуюся к 19 веку. При этом произведения русских художников оцениваются в 10-20 раз дороже, чем зарубежные авторы тех же школ и такого же качества", - сообщил "Интерфаксу" представитель департамента уголовного розыска (ДепУР) МВД России полковник Илья Рясной.
По его словам, "это обстоятельство успешно используют мошенники, занимающиеся сбытом "перелицованных" картин, то есть когда в картину зарубежного художника, вносятся изменения, например, "замазываются" не характерные для российского пейзажа детали, а подпись автора переделывается под русского".
Он добавил, что подделывают не только картины, но и изделия "Фаберже", иконы, ордена, декоративно-прикладное искусство, то есть "все, что имеет спрос". "По нашим оценкам, теневой оборот подделок предметов искусства в России составляет несколько сот миллионов долларов в год", - сказал И.Рясной.
В качестве примера он привел дело "супругов Преображенских", по которому в ближайшее время будет вынесен приговор.
Согласно материалам следствия, супруги позиционировали себя как добропорядочных владельцев галереи. Их соучастник привозил с датских аукционов картины западных художников, в частности ДеЛакура и других.
"Картина "перелицовывалась", после чего ее представляли на экспертизу. Трудно сказать, искренне заблуждались эксперты или не искренне, но в результате произведения становились Орловским и Киселевым (русские живописцы 19 века). При этом, если ДеЛакур стоил 7 тыс. евро, то "Киселев", который из него получался, "уходил" уже за 150 тыс. долларов", - рассказал И.Рясной.
По его словам, другие аферисты создают вообще новые произведения. "Художник смывает краску со старого, не представляющего ценности холста и пишет пейзаж, в характерном для известной школы стиле. Затем заказчик ее определенным способом "старит" и выдает за известного автора", - сообщил И.Рясной.
Он добавил, что рост фальсификата вынудил Россвязьохранкультуру выпустить каталоги поддельных произведений, имеющих хождение на московском рынке. Они содержат описание нескольких сотен наименований, из которых основная часть - именно "перелицовки".
Однако, как отметил И.Рясной, развитие такого рода "бизнеса" приводит к снижению числа обычных краж произведений искусства из музеев и частных коллекций. "С ворованной картиной у жуликов возникает много проблем. О краже становится сразу всем известно, и продать ее практически невозможно. С реализацией подделки все гораздо проще, а риск попасться - минимальный", - пояснил он.
По его словам, если обман вскрывается, большинство мошенников возвращает деньги. "Это обстоятельство является причиной практически 100%-й латентности (скрытости) такого вида преступлений", - считает И.Рясной.
Весной Россвязьохранкультуры выпустила третий каталог подделок произведений живописи, в который вошли работы малоизвестных авторов, выдаваемые за шедевры более маститых художников.
"В этом каталоге собраны достаточно значимые и интересные вещи. Здесь всего порядка 150 произведений", - сообщил на пресс-конференции начальник управления Россвязьохранкультуры по сохранению культурных ценностей Виктор Петраков.
Произведения, представленные в каталоге, - это работы малоизвестных западных живописцев, которые выдавались за произведения русских мастеров. Картины ретушировались, подкрашивались, а в ряде случаев в них подрисовывали или убирали детали.
По словам В.Петракова, мошенники пользовались "изощренной системой переделки холстов и красок того времени".
Он отметил, что за счет продажи таких подделок мошенники выигрывают десятки, а порой даже сотни тысяч условных единиц.
По словам В.Петракова, эксперты Россвязьохранкультуры и другие специалисты выявляют такие подделки, когда просматривают аукционные каталоги торгов. Причем, люди, выставляющие на аукционе произведения, могут не знать о том, что они являются подделкой.
/Интерфакс/