Спор вокруг царских останков
Представители Дома Романовых отказываются признавать результаты экспертизы останков, обнаруженных в 2007 г. под Екатеринбургом
Москва. 11 июля. INTERFAX.RU - Представители Дома Романовых вступили в пятницу в полемику с российской генеральной прокуратурой, признавшей недавно принадлежность найденных под Екатеринбургом в 2007 г. останков царской семье, и по-прежнему не желающей при этом реабилитировать императорскую фамилию. "У нас нет достаточных оснований, чтобы признать, что эти останки принадлежат членам царской семьи. Как и останки, обнаруженные в конце 80-х гг. и захороненных в Петропавловском соборе в 1998 г.", - заявил директор канцелярии Императорского дома Великой княгини Марии Владимировны Александр Закатов на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".
Напомним, что 29 июля 2007 г. в 70 м от захоронения останков семьи императора Николая II (в районе Старой Коптяковской дороги) несколько уральских историков наткнулись на еще один могильник, в котором были найдены фрагменты тел двух человек со следами насильственной смерти – мальчика 12-14 лет и девушки 17-19 лет. Судя по всему, тела погибших были сожжены. Специалисты предположили, что останки могут принадлежать царским детям, Алексею и Марии, чьих тел не было в первом захоронении, вскрытом в 1991 году.
О том, что это действительно так, заявил в конце июня "Интерфаксу" официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин. Он сослался при этом на данные проведенных комплексных медико-криминалистической и судебно-антропологической экспертизы.
Ученые Массачусетского университета США, военной лаборатории Минобороны США и института судебной медицины Инсбрука (Австрия) провели генетическую экспертизу найденных костных фрагментов и пришли к выводу, что во втором могильнике и вправду были захоронены цесаревич Алексей и Великая княжна Мария. "Всеми исследователями получены ДНК мужского и женского генетического пола. Проведено исследование митохондриальной и ядерной ДНК. Результаты экспертизы оцениваются следствием и будут обнародованы во второй половине июля этого года", - сообщил Маркин.
Сейчас, по его словам, осталось лишь дождаться окончательных результатов исторической экспертизы, проводимой группой специалистов под руководством директора Государственного архива РФ, доктора исторических наук Сергей Мироненко. Однако уже можно сказать, что, судя по полученным историками материалам, обнаруженные тела и вправду принадлежат погибшим в 1918 г. царским отпрыскам.
Аргументы эти не кажутся представителю Дома Романовых достаточно убедительными. Судя по всему, семья Марии Владимировны ждет реакции Русской православной церкви на выводы прокуратуры.
В августе прошлого года представитель Московского патриархата заявлял, что в случае признания найденных недавно останков двух детей Николая II подлинными Московский патриархат может изменить свою позицию по вопросу о подлинности останков, захороненных в 1998 г. в императорской усыпальнице Петербурга. Пока, вероятно, церковь не видит оснований для ревизии своего скептического подхода. Во всяком случае, на открытии недавно в храме Христа Спасителя выставки "Царский венец" по распоряжению патриархии из экспозиции были изъяты привезенные следователем Владимиром Соловьевым фрагменты посуды и пули из захоронения на Коптяковской дороге.
Соловьев, который с самого начала вел следствие по делу об останках, высказывался за их скорейшее захоронение. "Мы свое дело - идентификацию - сделали честно и открыто. За нею должно последовать обсуждение на
государственном уровне, с участием церковных органов. Если наша работа будет принята, она завершится государственным решением. На мой взгляд,
всякие отсрочки безнравственны", - заявил Соловьев в интервью газете "Известия", опубликованном в пятницу.
Что касается шумихи вокруг следствия по данному делу, заявлений о его некомпетентности и необъективности, то Соловьев считает, что это
вызвано тем, что следствие "подводит черту под предвзятыми суждениями, обнаруживает их полную несостоятельность". Он, впрочем, признал, что еще должна состояться "экспертиза экспертиз". "Такую проверку пройдет самая сложная из них - генетическая, ее оценят ведущие мировые специалисты. Как правило, это разработчики методов генетического исследования и математики", - пояснил следователь по особо важным делам СКП РФ.
Между тем именно исследования генетиков укрепили сомнения церкви в подлинности царских останков, погребенных в Петропавловской крепости. В частности, речь идет о данных японских ученых, которые провели анализ капли пота, найденной на одежде Николая II, а также волос, ногтей и костных останков его брата - великого князя Георгия. Кроме того, они изучили образцы крови скончавшегося в 1993 г. Тихона Куликовского-Романова, сына великой княжны Ольги - самой младшей сестры последнего императора. Результаты всех этих исследований были сопоставлены с характеристиками ДНК "екатеринбургских останков". В итоге сразу по пяти позициям находившиеся в распоряжении японских исследователей образцы не совпали с генетическими характеристиками екатеринбургских находок.
То, что Дом Романовых будет по-прежнему ориентироваться на позицию Русской православной церкви подтвердила сегодняшняя пресс-конференция. "Пока ни Русская православная церковь, ни Императорский Дом не могут сказать, что эти останки несомненно принадлежат царской семье", - резюмирует Закатов. Он, правда, оговорился, что "никто пока не говорит со 100-процентной уверенностью, что это не останки царской семьи - никогда такого не говорил ни патриарх, ни Великая Княгиня, ни другие серьезные представители церкви, научных кругов, каких-то общественных сил, которые пока сомневаются в подлинности этих останков".
В любом случае, гораздо более актуальной проблемой Закатов считает реабилитацию царской семьи. Нежелание российской прокуратуры этим заниматься он объясняет политическими мотивами. "Мы убеждены в том, что здесь играют роль чисто политические соображения. Потому что, с точки зрения права, царская семья должна быть реабилитирована", - заявил Закатов.
По его мнению, в вопросе о реабилитации царской семьи действуют "двойные стандарты". По его мнению, если бы речь шла не о членах императорской семьи, а о других гражданах, они бы уже давно были реабилитированы. Он привел в пример историю с шведским дипломатом Раулем Валленбергом, который во время Второй Мировой войны спас многих людей, пользуясь своими связями, но был арестован советскими властями на территории Венгрии. Как напомнил А.Закатов, после пересечения границы Советского Союза следы Валленберга были потеряны, "он просто исчез".
Тем не менее, заметил директор канцелярии, военная прокуратура впоследствии приняла решение о реабилитации дипломата, и бывший генпрокурор Владимир Устинов на торжественной встрече вручил шведской стороне справку о его реабилитации. Закатов подчеркнул, что в той ситуации не существовало никаких официальных приговоров советских властей относительно Валленберга. "А нам говорят: не сохранился приговор о расстреле царской семьи, поэтому мы лишены правовых возможностей реабилитировать царскую семью", - добавил он. "Это говорит о том, что за историей с отказом реабилитации стоят политические силы, которые, может быть, имеют надежду тоталитарного реванша, которым не нравится все, что связано с традициями России", - считает он.
По его словам, даже если не учитывать сам факт расстрела Николая II и членов его семьи, то нельзя не принять во внимание содержание их под стражей, что само по себе является основанием для реабилитации, поскольку может считаться политической репрессией.
В июне замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал государство публично осудить убийство царской семьи. По его словам, до тех пор, пока это не сделано, "России будет трудно двигаться в будущее, не освободившись от исторических пятен на совести".
Правозащитники солидарны с мнением Русской православной церкви о том, что в год 90-летия расстрела семьи императора Николая II российское государство должно дать моральную оценку этому злодеянию. "Это пора сделать. Но оценка должна быть не только моральной, но и юридической - семья Николая Второго должна быть признана жертвой политических репрессий", - сказал "Интерфаксу" глава историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" Арсений Рогинский. Он разделяет мнение РПЦ о необходимости переименования станции московского метро "Войковская", которая носит имя Петра Войкова - организатора убийства семьи последнего российского императора.
Обозреватель Владимир Шишлин
/Интерфакс/