Не истерика, а ответные шаги

Российская стороны отреагировала на подписание соглашения о развертывании в Чехии американского противоракетного радара предупреждением о военно-техническом ответе

Не истерика, а ответные шаги
Фото: Reuters

Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - Официальная Москва отреагировала на подписание соглашения о развертывании в Чехии американского противоракетного радара предупреждением о военно-техническом ответе России. Между тем военные специалисты не уверены, что нынешнего потенциала страны достаточно, чтобы парировать новую угрозу. Президент Дмитрий Медведев заявил на пресс-конференции в Тояко в среду, что Россия намерена разработать соответствующие шаги в ответ на подписание соглашения о размещении элементов ПРО между Чехией и США. "Мы не будем поднимать по этому поводу истерику, но будем продумывать ответные шаги", - сказал он. Глава государства подчеркнул готовность к продолжению диалога со своими партнерами по проблематике ПРО. Он разочарован отсутствием до сих пор прогресса на таких переговорах: "С нами велись и ведутся довольно вялые переговоры, которые ничем не закончились".

"Совершенно очевидно, что после подписания соответствующего соглашения начался новый этап в реализации идеи создания третьего позиционного района. Нас эта ситуация крайне огорчает", - сказал Медведев.

Накануне МИД России заявил, что "если договоренности с США, подлежащие ратификации в чешском парламенте, все-таки приобретут юридически обязывающий характер и у наших границ начнется реальное развертывание американской стратегической ПРО, мы будем вынуждены реагировать не дипломатическими, а военно-техническими методами".

Военные эксперты скептически отнеслись к реакции внешнеполитического ведомства. "Любые наши заявления на этот счет - не более чем надувание щек. Сегодня Россия что-то противопоставить реальное той силе, которая прет на нас с Запада, фактически возможности не имеет - ни экономических, ни политических, ни военных", - заявил агентству "Интерфакс-АВН" бывший командующий радиотехническими войсками ПВО генерал-лейтенант Григорий Дубров.

Соглашение Праги и Вашингтона должно заставить руководство России уделить больше внимание модернизации воздушно-космической обороны, считает эксперт. "Отдельные ответные меры, например размещение на западных рубежах дополнительного числа ударных ракетных комплексов, проблемы не решат. России нужна четкая система воздушно-космической обороны", - полагает Дубров.

По его словам, о системе воздушно-космической обороны говорят уже несколько лет. "Утверждена концепция воздушно-космической обороны. Но пока, кроме разговоров, каких-то практических шагов, целенаправленных, организованных, за которыми бы стоял конкретный орган, отвечающий перед правительством и страной за создание этой системы, нет", - сказал военный эксперт.

Менее пессимистичен руководитель аналитического отдела Института военного и политического анализа Александр Храмчихин. Единственным эффективным ответом он считает нацеливание ракет на объекты ПРО США в Чехии и Польше. "Я не вижу здесь ничего, кроме как нацелить несколько ракет на эти объекты. Применение авиации будет бесполезно, поскольку сразу встает вопрос о ее базировании, да и самолеты, в конце концов, можно сбивать, а ракета, в случае чего, точно долетит" - сказал он, комментируя заявление МИД о том, что Россия будет вынуждена реагировать военно-техническими методами в случае развертывания элементов американской стратегической ПРО у своих границ. По мнению Храмчихина, радиоэлектронные помехи этим объектам не являются выходом, "поскольку сейчас не война, а в мирное время на это никто не пойдет". Эксперт также отметил, что размещение в Восточной Европе элементов ПРО не принесет американцам никакого ощутимого преимущества, "они и так нас видят из космоса насквозь".

Российское руководство ранее не раз заявляло, что у России имеется в запасе некий ассиметричный и не обременительный для казны ответ на развертывание третьего позиционного района (ТПР) в Восточной Европе. В частности, в феврале 2007 г. президент Владимир Путин заявил на пресс-конференции в Москве, что российский ответ на будет ассиметричным и эффективным. "Мы думаем о том, чтобы обеспечить нашу внешнюю безопасность, и все наши ответы будут ассиметричны, но будут в высшей степени эффективными. Мы уже сейчас имеем комплексы преодоления противоракетной обороны. Но на этом мы не ограничиваемся. Системы совершенно нового поколения, на которые разрабатываемые и развертываемые системы ПРО не

будут иметь никакого влияния", - заявил Путин.

"ПРО рассчитано на баллистические ракеты, а мы говорим про совершенно другие системы стратегического оружия, которое будет действовать на гиперзвуке, менять свою траекторию как по высоте, так и по направлению движения. Система ПРО здесь просто бессильна", - подчеркнул Путин.

В феврале нынешнего года Путин также предупредил о неизбежности ответных действий в случае реализации плана размещения ПРО в Восточной Европе. О наличии адекватного и асимметричного ответа на развертывание объектов американской противоракетной обороны в странах Восточной Европы неоднократно говорил, теперь уже бывший начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Юрий Балуевский. По его словам, "мы найдем и уже практически нашли адекватные и, подчеркиваю, асимметричные решения, которые уже позволяют нам заявить о том, что существующая и перспективная противоракетная оборона, создаваемая сегодня, завтра и в будущем, будет успешно преодолена нашими межконтинентальными баллистическими ракетами и их боевым оснащением".

В другом случае генерал Балуевский рассуждал о поиске определенных мер противодействия, "которые будут однозначно асимметричными и однозначно более дешевыми". А в апреле прошлого года он выражал полную уверенность в способности России создать системы ПВО-ПРО, превосходящие все ныне действующие, а также разрабатываемую США национальную систему противоракетной обороны. "Сегодня в России есть мозги и есть технологии. Россия сегодня способна создавать системы ПВО-ПРО, превосходящие создаваемые сегодня, в том числе и Соединенными Штатами, и я готов это доказать", - заявлял военачальник журналистам.

Командующий РВСН Рссии генерал-полковник Николай Соловцов предупреждал, что российские ракеты могут быть нацелены на объекты ПРО США в Польше и Чехии. Он также заявлял, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности: "Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась. В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями". Глава МИД России Сергей Лавров в апреле нынешнего года заявил, что Москва в случае размещения элементов ПРО США в Польше и Чехии примет в ответ меры военно-технического характера.

В конце мая представитель Минобороны РФ сообщил о разработке асимметричных ответных мер. "Мы думаем над асимметричными мерами. Они есть, но конкретно назвать их я не могу", - сказал журналистам заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский. Он отказался конкретизировать возможные ответные шаги России, отметив лишь, что в тех переговорах, в которых он принимал участие, российская сторона не заявляла о своей готовности в ответ на размещение противоракет в Польше и радара в Чехии разместить свои ракеты на территории Калининградской области.

По мнению президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова, России следует разместить в Калининградском особом районе тактическое ядерное оружие в ответ на развертывание США объектов стратегической противоракетной обороны в Польше и Чехии. "Калининградскую группировку в случае реализации планов США по ПРО, следует оснастить современным вооружением, в частности разместить в регионе оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер", а также тактическое ядерное оружие", - считает он. В свою очередь Храмчихин полагает, что при усилении группировки войск в Калининградской области могут возникнуть серьезные проблемы ее материально-технического обеспечения из-за ограниченных транспортных коридоров.

Обозреватель Владимир Шишлин

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });