В "Домодедово" не согласны с Минтрансом
"Домодедово" не признает претензий Минтранса по требованиям транспортной безопасности, поскольку они были приняты уже после того, как террорист Евлоев взорвал себя и пассажиров аэропорта
Москва. 15 сентября. INTERFAX.RU - В Высшем арбитражном суде (ВАС) России структуры аэропорта Домодедово оспорили требования транспортной безопасности, введенные приказом Минтранса в феврале этого года, пишет газета "Коммерсант" в четверг. "Требования транспортной безопасности Минтранса, которые станут предметом разбирательства в ВАС, были приняты 8 февраля этого года, то есть через две недели после того, как террорист-смертник Магомед Евлоев взорвал себя и пассажиров Домодедово", - сообщает издание.
ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", отвечающий за эксплуатацию и развитие аэродромной инфраструктуры, и ЗАО "Домодедово пэссенджер терминал", в сферу деятельности которого входит эксплуатация торговых площадей, зданий, систем и коммуникаций пассажирского терминала аэропорта, обжаловали этот нормативный акт в ВАС. По данным издания, в "Домодедово" считают, что утвержденные приказом требования по обеспечению транспортной безопасности не соответствуют ранее принятым законам, нарушают права субъектов транспортной инфраструктуры и их интересы, незаконно возлагают на них обязанности и создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности.
Согласно требованиям, субъекты транспортной инфраструктуры, то есть юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных объектов и транспортных средств, а также пассажиры, обязаны выявлять и пресекать противоправные действия физических и юридических лиц, в том числе подготовку ими терактов. Заявители полагают, что нормы незаконны, так как они перекладывают функции госорганов на собственников транспортных объектов и лиц, которые пользуются их услугами. Среди прочего им фактически вменяется проведение оперативно-розыскных действий для предотвращения терактов, что явно относится к сфере деятельности ФСБ и МВД.
Из требований Минтранса следует, что субъект транспортной инфраструктуры несет ответственность за любое приготовление к совершению актов незаконного вмешательства, где бы оно ни происходило, а его руководители в случае непредотвращения преступления попадают под действие ст. 263.1 УК РФ. Дело по этой статье, карающей за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, было возбуждено вскоре после теракта в "Домодедово" и подозреваемыми по нему долгое время проходили руководители четырех компаний, входящих в структуру "Домодедово", а также начальники транспортной милиции, потом подозрения с них были сняты, напоминает издание.
В пресс-службе "Домодедово" газете прокомментировали позицию аэропорта: "Мы за то, чтобы требования стали предельно ясной, детальной и, главное, выполнимой инструкцией на все случаи жизни. Судебная процедура в данном случае - это инструмент совершенствования законодательства, и надеемся, что инструмент эффективный".
Напомним, что вскоре после теракта в Домодедово в ответ на резкую критику действий начальства порта президентом РФ Дмитрием Медведевым официальный представитель фирмы заявила, что виновников следует искать в рядах линейной милиции, независимой от компании. Президент же затем заявил, что МВД обязано обеспечивать безопасность на транспортных узлах вместе с собственниками аэропортов, однако перекладывать всю ответственность на правоохранительные органы неправильно. "Череда событий на одном и том же объекте заставляет задуматься о критических недостатках в работе аэропорта (Домодедово)", - сказал Медведев на заседании коллегии ФСБ.
Говоря о ситуации в "Домодедово", президент подчеркнул, что аэропорт должен создать все условия для досмотра и контроля пассажиров и багажа. "Поэтому нужно разобраться, было ли сделано это, а не просто спихивать ответственность на милицию", - отметил президент. Медведев напомнил ситуацию в аэропорту "Домодедово" под новый год, когда из-за плохой погоды большинство пассажиров не могли вылететь из этого транспортного узла. Кроме того, он напомнил, что несколько лет назад именно в "Домодедово" произошли теракты. Президент отметил, что очевидно, что в этом транспортом узле в области обеспечения безопасности людей есть сбои. "МВД обязано обеспечивать локальную безопасность на транспортом узле вместе с собственником аэропорта", - отметил президент.
В конце июля "Коммерсант" написал, что оперативно-следственная группа Следственного комитета России (СКР) в рамках возбужденного уголовного дела разрабатывает две версии причин недолжного обеспечения безопасности аэропорта Домодедово. Первая касается нарушений должностных обязанностей милицейской охраной аэропорта, вторая связана с недоработками руководства по обеспечению безопасности. "Расследование уголовного дела о "неисполнении требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах" (ст. 263-1 УК РФ), возбужденного после совершенного в январе этого года теракта в аэропорту Домодедово, ведется по двум направлениям", - сообщало издание со ссылкой на представителей СКР.
По данным источников газеты, одна оперативно-следственная группа разрабатывает так называемую должностную, или милицейскую, составляющую теракта и уже пришла к некоторым выводам. Следствие установило, что в момент, когда террорист-смертник Магомед Евлоев, взорвавший бомбу в аэропорту и погубивший таким образом 37 человек, входил в зал прилета аэропорта, охранявший вход сотрудник транспортной милиции как раз отлучился с поста, и "боевика некому было остановить". Как рассказали изданию в СКР, одновременно вторая следственная бригада отрабатывает коммерческий аспект совершенного преступления - в Следственном комитете считают, что способствовать трагедии могли и сотрудники аэропорта, находящегося в частной собственности.
По данным следствия, уже известно, что вход в зал на момент совершения теракта перекрывала всего одна рамка-металлоискатель, штатных сотрудников службы авиационной безопасности (САБ) Домодедово не хватало, а даже тех, кто находился на дежурстве, руководство не сумело правильно организовать.
Ранее сообщалось, что следствию пока не удалось установить фактических собственников аэропорта "Домодедово", на которых по действующему законодательству возложена ответственность по обеспечению транспортной безопасности аэропорта. По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, допрошенный в качестве свидетеля по делу Дмитрий Каменщик, позиционирующий себя как председатель совета директоров аэропорта "Домодедово", пояснил, что является лишь консультантом представительства в РФ оффшорной компании "Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед", зарегистрированной на острове Мэн.
Обозреватель Владимир Шишлин