Старт экипажа МКС вновь переносят
Источник в российской ракетно-космической отрасли говорит о возможности очередного переноса стартов грузового и пилотируемого кораблей к МКС, объясняя это необходимостью дополнительных тестов двигателей
Москва. 13 сентября. INTERFAX.RU - График полетов на Международную космическую станцию (МКС) может быть пересмотрен из-за необходимости перепроверки двигателей РД-0110 ракет-носителей "Союз", отказ одного из которых привел к аварийному запуску корабля "Прогресс М-12М". "Для перепроверки уже изготовленных двигателей РД-0110 требуется время. В связи с этим рассматривается вариант переноса запуска грузового корабля "Прогресс М-13М" с 14 октября на 1 ноября и соответствующей отсрочки старта пилотируемого корабля "Союз ТМА-22" с 28 октября на 14-15 ноября", - сообщил "Интерфаксу-АВН" во вторник источник в ракетно-космической отрасли. По его словам, чтобы в этом случае не оставить МКС без космонавтов приземление корабля "Союз ТМА-02М" может быть отложено с 17 на 22 ноября.
Собеседник агентства напомнил, что комиссия, расследовавшая причины аварийного запуска "Прогресса М-12М", рекомендовала перепроверить все изготовленные двигатели РД-0110, что может быть сделано только в заводских условиях - на предприятии "ЦСКБ-Прогресс" (Самара) и на Воронежском механическом заводе. Для этого, по словам собеседника, необходимо возвратить с космодрома Байконур третьи ступени ракет-носителей "Союз-У" и "Союз-ФГ", предназначенных для запуска "Прогресса М-13М" и "Союза ТМА-22".
На "Союзе ТМА-22" на МКС отправятся россияне Антон Шкаплеров и Анатолий Иванишин, а также американец Дэниел Бербанк. До аварии их запуск намечался на 22 сентября.
Ракета-носитель "Союз-У" с грузовым кораблем "Прогресс М-12М" стартовала с Байконура 24 августа. Из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту. Обломки третьей ступени и грузовика упали на Алтае. Комиссию по аварийному запуску возглавил директор Исследовательского центра имени Келдыша академик Анатолий Коротеев. Члены комиссии установили, что причиной нештатной работы двигательной установки третьей ступени стало уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи.
Двигатель РД-0110, который стоит на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", разработан в Конструкторском бюро химавтоматики (Воронеж) и изготовлен на Воронежском механическом заводе. Это - четырехкамерный жидкостный ракетный двигатель, работающий на керосине и жидком кислороде.
В конце августа руководитель управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил "Интерфаксу-АВН", что МКС может остаться без экипажа только в том случае, если России не удастся до конца ноября отправить на орбиту очередную экспедицию. "Это возможно только в крайнем случае. Если нам по какой-то причине не удастся доставить экипаж до конца ноября, то надо рассматривать все возможности, в том числе работу станции в беспилотном режиме", - сказал Краснов. Он подчеркнул, что Россия предпримет максимальные усилия, чтобы не допустить работы МКС в беспилотном режиме. "Мы сделаем все возможное, чтобы не оставить станцию без экипажа", - сказал Краснов.
Запасов продуктов, воды и кислорода на Международной космической станции (МКС) достаточно, чтобы экипаж прожил без новых поставок до лета следующего года, сообщил тогда же журналистам в Хьюстоне руководитель программы МКС в Национальном аэрокосмическом агентстве США Майкл Саффредини. "До следующего лета можем дожить на станции без новых "грузовиков", - сказал он. В то же время Саффредини не уточнил, об обычном экипаже из шести человек идет речь, или о сокращенном экипаже из трех космонавтов.
В опубликованном в прошлую пятницу в "Российской газете" интервью генеральный конструктор Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени Королева Виталий Лопота сообщил, что с уходом "шаттлов" весь груз ответственности за обеспечение пилотируемой космонавтики лежит на России. "Читайте - на "Энергии", - сказал Лопота.
По его словам, среди задач корпорации на ближайшее будущее - создание перспективных пилотируемых транспортных систем и космических комплексов, средств доставки полезных грузов на космические траектории, разработка и производство специализированных автоматических космических систем нового поколения.
Сейчас идет техническое проектирование новый пилотируемого космического корабля, макет которого был представлен на МАКС-2011, напомнил Лопота. "Мы делаем уникальный космический объект, способный решать задачи как в пилотируемом, так и в автоматическом режиме. Основные приоритеты - безопасность экипажа и обеспечение возможности его спасения на всех участках полета", - подчеркнул он.
Срок начала испытаний корабля в пилотируемом режиме - 2018 год, для этого необходимо, "чтобы не было экономических катаклизмов и было достаточно финансовых ресурсов". Для максимальной надежности нового корабля, необходимо провести множественное количество испытаний, пояснил глава "Энергии", а пока "будем летать на "Союзах" и "Прогрессах", на них отрабатываем большинство технологий для корабля будущего". Лопота добавил, что в ближайшие годы продолжится развитие российского сегмента МКС и поддержание функционирования станции в непрерывном пилотируемом режиме.
Владимир Шишлин