Террориста вербовали в Москве

Правоохранительные органы утверждают, что подозреваемый в подготовке подрыва "Сапсана" уроженец КБР был завербован в столице

Террориста вербовали в Москве
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 15 августа. INTERFAX.RU - Тень Саида Бурятского, которого считают организатором одного из самых крупных терактов последних лет – подрыва поезда "Невский экспресс" в конце 2009 года, напомнила о себе. Арестован уроженец Кабардино-Балкарии 23-летний Ислам Хамужев, который подозревается в подготовке подрыва поезда "Сапсан".

Источник в правоохранительных органах КБР в понедельник сообщил "Интерфаксу", что около трех лет назад этот человек покинул республику, при этом в контактах с боевиками он замечен не был. "Хамужев, 1986 года рождения, уроженец Чегенского района КБР, со слов его родителей уехал на заработки в Москву в 2009 году", - сообщил источник. "Пока он находился на территории республики, он не был замечен в связях с незаконными вооруженными формированиями", - подчеркнул собеседник агентства. По его мнению, Хамужев вошел в группу, которая, предположительно, готовила теракт на маршруте Москве - Санкт-Петербург уже в российской столице.

Между тем по версии газеты "Коммерсант", Хамужев в прошлом году перебрался в Дагестан, где прошел переподготовку у "лесных" (боевиков, скрывающихся в труднодоступной горно-лесистой местности, - "ИФ"). "В том же году лидеры НВФ направили И.Хамужева в Москву, где он познакомился в одной из мечетей с давно живущими в столице выходцами из Чечни и Ингушетии Мурадом Эдильбиевым и Мурадом Умаевым",- пишет газета "Коммерсант". По данным издания, в группу входил также приехавший в столицу из Мордовии и посещавший ту же мечеть Фярит Невлютов. Ранее источник "Интерфакса" в правоохранительных органах сообщил, что он мог входить в группировку ликвидированного ранее боевика по кличке "Саид Бурятский".

В группировке Бурятского было несколько уроженцев Мордовии, в число которых мог входить и Невлютов. Ориентировки о том, что он может иметь отношение к террористической деятельности, были у мордовских спецслужб довольно давно. Однако обнаружить его в республике не представлялось возможным, отметил источник "Интерфакса".

В середине июля глава ФСБ Александр Бортников сообщил, что спецслужбы предотвратили крупный теракт в московском регионе. Позднее в Лефортовском суде Москвы "Интерфаксу" сообщили, что четверо уроженцев различных северокавказских республик были арестованы 7 и 8 июля. "Арест фигурантов дела санкционирован до 6 сентября. Все они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 222 (незаконное хранение оружия), ч.3 ст. 223 (незаконное изготовление оружия) и ч.1 ст. 30, ч.2 ст. 205 (покушение на терроризм) УК РФ", - сказал собеседник агентства.

По словам представителя Лефортовского суда, среди арестованных уроженец Грозного, уроженец Чегемского района республики Кабардино-Балкария, уроженец Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республики и уроженец Мордовской автономной советской социалистической республики. В суде сообщили, что арестованы Мурад Эдильбиев, Хамужев, Мурад Умаев и Невлютов. Там отметили, что имен фигурантов дела в материалах не указано.

В понедельник газета "Коммерсант" сообщила, что участникам интернациональной группировки, которым предъявлено обвинение в подготовке крушения пассажирского поезда "Сапсан". "Вслед за подрывами двух поездов "Невский экспресс" лидеры северокавказского бандподполья планировали организовать крушение пользующегося большой популярностью у политиков и бизнесменов пассажирского поезда "Сапсан" на маршруте Москва-Санкт-Петербург", - сообщает издание.

Газета пишет, что обвинение в подготовке теракта, жертвами которого могли стать сотни человек, предъявлено участникам интернациональной группировки, задержанным сотрудниками ФСБ.

Организованный группировкой Саида Бурятского подрыв "Невского экспресса", следовавшего по маршруту Москва - Санкт-Петербург, был совершен вечером 27 ноября 2009 года. В результате крушения поезда погибли 28 человек, более 90 пострадали. Было возбуждено уголовное дело по статьям "терроризм" и "незаконное хранение оружия и взрывчатых веществ". По данным, приведенным в начале декабря 2009 года экспертами газеты "Коммерсант" почти все пассажиры "Невского экспресса", получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда (нумерация шла с хвоста, поэтому вагон числился под номером 1). Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего под локомотивом, и теоретически его пассажиры имели самые высокие шансы на выживание. Однако, отмечало издание, сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава, шедшего со скоростью 190 км/час, начала складываться. При этом первые девять вагонов вообще не пострадали, устояв на полотне. Вагоны номер 2, 3 и 4 завалились набок, прислонившись к откосу -сразу после взрыва, происшедшего на маленькой платформе Званка, железнодорожное полотно уходит в прорытую в холме выемку с высокими откосами. Последний же вагон номер 1, оторвавшись от состава, поднялся над рельсами, снес три бетонные опоры электропередачи и, будучи в полете, ударился в тот же откос своей торцевой частью-тамбуром. Этот удар и привел к массовым жертвам среди пассажиров.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });