Причины крушения "Булгарии" названы
Предварительный вывод СКР: "Булгария" утонула из-за технической неисправности. Следственный комитет может расширить перечень обвинений против арестованного эксперта Якова Ивашова, давшего добро на трагический рейс
Москва. 5 августа. INTERFAX.RU – Звучавшую и ранее версию о технической непригодности судна как главной причине крушения теплохода "Булгария" 10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане подтвердил сегодня Следственный комитет РФ. Его официальный представитель Владимир Маркин сообщил "Интерфаксу", что следственная группа уже завершила детальный осмотр теплохода и изъяла сохранившиеся вещи, принадлежавшие потерпевшим. Он отметил, что, по предварительной версии, крушение вызвано, "в частности, неисправностью двигателя, систем радиооповещения, неполным укомплектованием средствами спасения, а также превышением нормы заполнения судна пассажирами и членами команды (201 фактически, вместо положенных 156)". Теперь, по словам Маркина, следователям предстоит выявить весь круг виновных в произошедшей трагедии лиц и установить причинно-следственную связь между действиями членов экипажа, владельцев теплохода, а также чиновников надзорных и контролирующих органов и наступившими тяжкими последствиями.
Он напомнил, что Главным следственным управлением СК РФ продолжается расследование уголовного дела по статье нарушение правил эксплуатации транспорта. "По данным следствия, в результате затопления судна погибли 122 человека, в том числе 28 детей. 79 человек спасены проходящим мимо теплоходом "Арабелла". В настоящее время в ходе поисково-спасательной операции обнаружены тела всех погибших, проведены следственные действия по их осмотру, опознанию и передаче родственникам для захоронения", - сказал Маркин. По его словам, на данный момент неопознанной остается только одна женщина, для идентификации которой назначена генетическая экспертиза. "По уголовному делу следователями признаны потерпевшими более 200 человек, допрошены 150 свидетелей, произведено 30 выемок и обысков в различных регионах России", - сказал Маркин. "Назначены комиссионные судоводительская и инженерно-техническая экспертизы, которые позволят точно установить причину затопления теплохода", - заключил представитель СК РФ.
В конце июля на совещании в Горках президент РФ Дмитрий Медведев потребовал, чтобы в результате расследования причин гибели теплохода "Булгария" к ответственности был привлечен максимально широкий круг лиц. "Нужно разобраться, что произошло, изобличить и наказать виновных. Отмечу, что это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, включая тех, кто организовал этот бардак, а не только стрелочников и зиц-председателей и прочих случайных лиц, которые попали в эту орбиту", - сказал Медведев.
Вчера стало известно, что список обвинений в отношении эксперта Камского филиала Российского речного регистра (город Пермь) Якова Ивашова, арестованного по делу о крушении теплохода "Булгария, может быть расширен. В пресс-службе Татарской транспортной прокуратуры сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье", что ведомство направило в Казанский следственный отдел на транспорте Приволжского следственного управления на транспорте СК РФ материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании Ивашова по статьям УК РФ "служебный подлог" и "халатность". По мнению прокуратуры, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей по проведению ежегодного освидетельствования судна вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе повлекло, в частности, причинение крупного ущерба и привело к гибели 122 пассажиров, находившихся на незаконно эксплуатировавшемся дизельэлектроходе "Булгария". Так, 15 июня 2011 года Ивашов составил акт ежегодного освидетельствования "Булгарии", в котором содержится заключение о годности судна к плаванию.
Между тем, на момент освидетельствования утратили силу выданные 20 апреля 2010 года Камским филиалом Российского речного регистра пассажирское свидетельство и свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, сточными водами и мусором, а также выданное тем же филиалом 24 мая 2010 года свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы, отметил сотрудник пресс-службы. Тем не менее, по его словам, Ивашов в составленном им документе указал, что действие перечисленных свидетельств подтверждено и продлено до 29 мая 2012 года. Таким образом, эксперт внес заведомо ложные сведения в официальный документ, предоставляющий право эксплуатации указанного судна, подчеркнул представитель прокуратуры.
По факту кораблекрушения "Булгарии" возбуждено три уголовных дела - о нарушении правил эксплуатации (ст.263 УК РФ) и оказания туристических услуг (ст.238 УК РФ), о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).
В рамках следствия по данному делу задержаны гендиректор ООО "АргоРечТур" (субарендатор "Булгарии") Светлана Инякина и 62-летний эксперт Ивашов. Им обоим предъявлены обвинения по части 3 статьи 238 (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Уволен директор филиала предприятия "Казанский пассажирский порт" Рашид Сафин за выпуск из речного порта Казани "Булгарии" в туристический рейс без информирования уполномоченного госоргана по диспетчеризации флота. Кроме того, в отношении должностных лиц Камского речного пароходства (Пермь), которое является владельцем затонувшей "Булгарии", возбуждено дело по статье 201 УК РФ "злоупотребление полномочиями".
Обозреватель Владимир Шишлин