Водный транспорт изрядно прогнил
Генпрокуратура обнаружила массовые нарушения правил эксплуатации речных судов. В ведомстве заявляют, что корабли отправляют в рейсы без спасательного оборудования, с несоответствующими документам двигателями и без учета пассажировместимости
Москва. 3 августа. INTERFAX.RU - Генпрокуратура впервые отчиталась о результатах масштабной проверки речного транспорта, проведенной после гибели на Волге дизель-электрохода "Булгария", унесшей жизни более 120 человек. Как заявила представитель ведомства Марина Гриднева, в результате были выявлены многочисленные нарушения.
"Выяснилось, что в ходе эксплуатации судов используется несертифицированное спасательное оборудование, не соответствующие судовым документам двигатели", - заявила Гриднева. По ее словам, повсеместно суда выходят в рейсы с неукомплектованными экипажами, без разрешений, с превышением предельной пассажировместимости, а также без необходимых спасательных средств.
Возраст более 700 пассажирских кораблей превышает 30 лет, при этом как отметила представитель прокуратуры, их владельцы нередко плохо следят за их техническим состоянием. Гриднева также отметила, что в ходе проверки в Петербурге, Татарстане, Чувашии и Нижегородской области владельцы пассажирских судов использовали "навигационные приборы с контрафактным программным обеспечением на иностранном языке".
Прокуроры также выявили недостатки в работе Ространснадзора и Речного регистра, по словам Гридневой, выдающего свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям, а также незаконно продлевающего сроки действия уже выданных свидетельств и переносящего сроки очередных переосвидетельствований.
Для устранения выявленных нарушений более 20 материалов направлено в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовных дел. "В настоящее время уже расследуются 6 уголовных дел по фактам злоупотребления полномочиями в коммерческой организации, служебного подлога, а также оказания услуг, не соответствующих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей", - добавила представитель Генпрокуратуры.
Напомним, что необходимость проверки пассажирского речного флота стала очевидной после катастрофы дизель-электрохода "Булгария", ушедшего на дно Куйбышевского водохранилища на Волге 10 июля. На борту судна максимальной пассажировместимостью 140 человек в момент происшествия находились 208 человек. 122 из них погибли (четверть жертв - дети), 79 было спасено. По предварительным данным, причиной крушения стало неудовлетворительное техническое состояние "Булгарии", спущенной на воду в 1955 году.
Гибель судна вызвала крайне резкую реакцию у премьер-министра Владимира Путина, в резких выражениях потребовавшего отчета Ространснадзора и скорейшего выяснения причин произошедшего. 15 июля генпрокуратура объявила, что волжское управление Государственного морского и речного надзора Ространснадзора выдало субарендатору "Булгарии", ООО "Аргоречтур" лицензию на пассажирские перевозки без проверки судна.
Параллельно с прокурорской свою проверку состояния речных судов проводил и Ространснадзор. В рамках этих мероприятий были осмотрены 711 кораблей, 96 из них были задержаны для устранения нарушений.
В конце июля серьезное кораблекрушение произошло на Москве реке, где прогулочный катер "Ласточка" в районе Лужников столкнулся с баржей "Ока-5". Из 16 человек, находившихся на "Ласточке", погибли девять человек. По предварительным данным, причиной кораблекрушения стал неудачный маневр катера, во время которого у него заглох двигатель. Потерявшее ход судно подмяла под себя "Ока-5".
Источник, знакомый с ходом расследования, рассказал "Интерфаксу", что "Ласточка" была построена как адмиралтейский разъездной катер. В 2000 г. судно было продано частному лицу и подверглось переоборудованию. С катера заменили штатный двигатель Volvo подвесным мотором Suzuki мощностью 115 лошадиных сил, а освободившийся машинный зал превратили в каюты и комнату отдыха. Собеседник агентства не исключил, что, как и в случае "Булгарии", талон техосмотра "Ласточки" был выдан ее владельцу Геннадию Зингеру без осмотра судна. Зингер оказался одним из погибших в результате столкновения.
Уже известно, что Зингер работал только в ночное время. По словам заместителя министра по чрезвычайным ситуациям России Александра Чуприяна, он перешел на такой график после того, как трижды получил предупреждение - привлекался за административные правонарушения".