За ВДВ
В День ВДВ корреспондент Interfax.ru отправился в Парк Горького на Крымском валу, чтобы побеседовать с десантниками о российской армии, модернизации и почему же, по мнению десантников, служить в армии больше не почетно
Москва. 2 августа. INTERFAX.RU – В День десантника, который в России почти равен национальному празднику, мы отправились в Парк культуры и отдыха им.Горького, чтобы своими глазами посмотреть, как отмечают этот день знаменитые не только в нашей стране "голубые береты". Размах мероприятия можно было оценить уже на подходе к месту торжества – входная группа парка была украшена праздничными знаменами с эмблемой ВДВ, колонны обвиты лентами цвета флага подразделения, на самом же верху были установлены два берета невероятных размеров.
Вообще весь парк был сегодня целиком отдан людям в тельняшках – чему они, естественно, были рады, и в беседах с корреспондентом Interfax.ru не уставали с гордостью отмечать этот факт; единственная, по их словам, "странность" в этой организации, - то, что московские власти занялись этим только в нынешнем году, а не в прошлом, когда воздушно-десантные войска праздновали юбилей. Для солдат и офицеров на территории парка были установлены две полевые кухни, где можно было получить гречневую кашу и перловку с тушенкой; сюрпризом для всех стал арбузный развал возле фонтана, к которому каждый мог подойти и взять столько арбузов, сколько хочется, причем абсолютно безвозмездно, - в сравнении с ценами на детские сладости в День защиты детей все это выглядело по меньшей мере удивительно. Так же как и то, что десантники без особого сопротивления со стороны дежурившей повсюду полиции, устроили традиционные купания в вышеозначенном фонтане несмотря на пронзительный по сравнению с двумя последними неделями холод, ветер и дождь. Компании, собиравшиеся из солдат одной дивизии, располагались тут и там на газонах, устраивая стихийные пикники, которые полицейские сначала пытались разгонять, затем оставили и эти попытки. С тремя такими дивизиями мы побеседовали и узнали мнение солдат о нынешнем состоянии российской армии, модернизации и выслушали их предложения о том, как сделать так, чтобы нынешняя молодежь стремилась служить, как это было в прежние времена.
Как вы оцениваете состояние российской армии?
Игорь:
- Да никак, детский сад. Отдельные подразделения есть достаточно боеспособные, а вообще, конечно, с армией Советского Союза сравнивать нельзя. Нужно поднимать заработную плату бойцам, которые служат. Нужно лучше готовить тех, кто занимается с ними – специалисты, которые выходят из военных училищ, не знают даже, что такое РГД-6, РГД-5. Они задают вопрос, какой калибр у пулемета, - они этого не знают. Форма одежды бойцов, которую сейчас придумали, плохая, раньше была намного лучше, когда мы служили (2000 год), сейчас все промокает, одежда сырая и холодная. Мы все покупаем себе сами, во всяком случае обувь точно.
Десантник из 76-ой Псковской гвардейской воздушно-десантной дивизии:
- Плачевно. Я думаю, что в то время, когда служили мы, было конечно лучше, чем на данный момент. Я вырос в семье потомственного военного, и могу вам сказать, что сейчас больше не армия, а больше показуха. У меня папа был полковником, я все детство провел по боевым точкам, по гарнизонам, я видел армию советских времен.
Армия сейчас никому не нужна, дивизии распускают на каждом шагу. А как происходит где-нибудь что-нибудь – так первые же все равно десантники летят. Кроме того, отношения между людьми сейчас сильно изменились, люди стали озлобленные, неуверенные в завтрашнем дне, что уж говорить о том, что будет через 10 лет. Я не хочу сказать, что у нас все плохо, но очень многое поменялось в худшую сторону и не хочется здесь жить уже.
Дмитрий:
- Армия мало что делает для этой страны, ее развалили, остались некоторые подразделения, но от нас по большому счету ничего не зависит. Мы просто знаем, что у нас есть какая-то коалиция, содружество, мы сможем защитить свой дом, дом соседей, но нужно еще много сделать, чтобы такие мысли были в масштабах всей страны. А наша страна сейчас пропагандирует пьянство, наркоманию, клубы, сайты знакомств – и никакого военного дела. У нас этого нет, и давно уже нет. В первую очередь, надо перестать ерундой заниматься, в итоге все кончится тем, что будем по полгода служить.
Роман:
- Плохо. Во-первых, служат мало. Во-вторых, подготовка российской армии оставляет желать лучшего. Люди не хотят идти в армию: у них нет никакой ответственности перед своей Родиной. Многие считают, что служить в армии – это потерять время, для них год – это потерянное время, для них год – это очень много. Никто из здесь присутствующих не считает, что потерял время в самый пик молодости 18-20 лет. Мы приобрели много ценностей в жизни и осознали то, что будем делать в дальнейшем.
Как вы думаете, почему нынешняя молодежь не стремится идти в армию?
Игорь:
- Потому что, если в армию не пошел, значит, девочка думает, он крутой. А раньше было, если ушел в армию, то девочки смотрят – ага, это нормальный мужик, а те, кого не взяли, значит, он какой-нибудь дурак, дебил, а сейчас и девочки думают наоборот, и мальчики.
Десантник 76-ой Псковской дивизии:
- Дело, конечно, не только в девочках. Все кругом говорят о дедовщине, а что называть дедовщиной? Избиения? Знаете, все бывает, за дело и избить могут. А так – сделай то, сделай это – это что в армии, что не в армии, это есть и будет и везде, даже в школе, и зависит уже от места, где-то дедовщина проявляется на деле, а где-то - в словах и в отношениях. Есть другая дедовщина – унижение личности – но у нас в ВДВ такого нет. А с другой стороны, мы сейчас говорим о дедовщине – а вы посмотрите на наших мальчиков сейчас, которым по 18 лет, половина наркоманы и физически они ни к чему не подготовлены, они и на мужчин-то не похожи.
Роман:
- Служить надо обязательно, какая бы армия не была. Хотя может быть когда-нибудь наше государство сделает достойную профессиональную армию. Плюс вот смотрите – казарменное положение, условия никакие, платят копейки, ну кто на это согласиться? Никто, это же несерьезно. Но, несмотря на то, что в армию сейчас никто идти не хочет, мы все равно пойдем за Россию, если не дай бог что случится.
Василий:
- Наша армия сейчас полностью зависит от политики, а все, что происходит внутри нее, по большому счету никому не важно. Ребята сейчас не хотят служить – оно и понятно, потому что ими манипулируют, и они это понимают.
Олег:
- Я не согласен. Армия всегда, во все времена, со времен античности была средством манипулирования власти. Армия всегда участвовала в политических играх. Но дело вот в чем – если не дай бог что-то произойдет, все встанут. Я сам лично отдам жизнь за эту страну и таких людей масса. Мы никогда не сдадимся, хотя войны, конечно, не хочет никто.
Василий:
- Плохо то, что не служат дети высоких чинов – они подают пример. Если они не идут в армию, значит они показывают, что не будут защищать эту страну, а на них равняются остальные, это во многом объясняет такое всеобщее негативное отношение к армии. Можно как угодно относиться ко всем этим политическим делам, но нормальный мужчина должен отслужить в армии. Настоящий характер у мужчины формируется только после серьезных испытаний, коими армия и является в общем-то.
Что вы думаете о модернизации, как она проявляется в армии?
Роман:
Самое главное в армии – это люди. Человек с самым простым автоматом Калашникова сделает этих компьютерных солдат из НАТО на раз-два. У нас в ВДВ главным является подготовка человека. В первую очередь нужно натренировать человеку мышление, и только потом идут технологии, хотя они, конечно, тоже важны. Естественно, если у тебя автомат будет стрелять на километр, а у другого на пять, то конечно у него преимущество. Но если ты очень хорошо готов, то неважно что у тебя в руках, хоть пули, которые стреляют под углом. Главное - уметь этим всем пользоваться.
Десантник 76-ой Псковской дивизии:
- Я вам так скажу – лучше АК-74 в этом свете нет, это автомат который будет работать всегда. А покупая французские вертолетоносцы "Мистрали" и закупая чужие танки, страна просто выбрасывает наши деньги. Сейчас хоть и пытаются снова привить уважение к армии, но уже поздно. Причины этого понятны. Смотрите, человек заканчивает высшее военное училище, ему говорят, ты поедешь служить, вот тебе ключи от квартиры, только ты жить будешь на Камчатке и получать 15 тысяч. А кто будет жить и служить на Камчатке за 15 тысяч рублей? Это даже не тяжело, это ничто. Опять же, я напомню советские времена – лейтенант выходит из училища и получает минимум 250 рублей, а по тем временам это совсем немалые деньги. Ему давали жилье, у него была обеспечена семья. Раньше люди были уверены в завтрашнем дне, знали, что государство всегда поможет, и детям, и женам. Сейчас никто не знает, что будет завтра.
Беседовала Наталья Зайцева