"Я лично в русское корыто не сяду"
Почему в России падают самолеты и тонут корабли? Социологи предлагают варианты ответов и процентные соотношения, а корреспондент Interfax.ru беседует об этом с прохожими в центре Москвы
Москва. 1 августа. INTERFAX.RU – В понедельник социологи ВЦИОМ обнародовали данные опроса россиян, связанного с аварией теплохода "Булгария". Как выяснилось, катастрофа на Волге привлекала внимание практически каждого россиянина: лишь 2% ничего не слышали об этом и только 7% не следят за ходом расследования.
Главной причиной крушения теплохода подавляющее большинство россиян, информированных о катастрофе, считают плохое техническое состояние судна (55%). Респонденты также склонны объяснять случившееся человеческим фактором: ошибками в действиях экипажа (8%), халатностью (7%), алчностью владельцев судна (4%), превышением допустимого количества пассажиров и коррупцией (по 1%). 7% полагают, что все произошло по трагическому стечению обстоятельств. Еще 6% говорят о наличии конструктивных недостатков в теплоходе. Лишь 1% опрошенных винит в произошедшем плохую погоду. Ответственность за случившееся, по мнению 44% россиян, лежит на владельцах и арендаторах теплохода. Четверть опрошенных (26%) возлагает вину на надзорные органы, 13% - на власти, 11% - на экипаж. В меньшинстве - те, кто указывают на вину конструкторов судна и людей, не оказавших помощь судну, терпящему бедствие (по 1%). 5% предлагают сменить руководство причастных к случившемуся органов, внести изменения в соответствующую законодательную базу.
Корреспондент Interfax.ru со своей стороны решил поинтересоваться у людей на улицах Москвы, почему, по их мнению, в России случаются катастрофы, подобные тому, что случилось с "Булгарией", а также, например, недавнему крушению Ту-134:
Валерий: И самолеты, и пароходы нужно проверять периодически, а это не делается. Они уже старые, непригодные - дело в обслуживании: чинить, обновлять. У нас очень старый парк самолетов и кораблей - я новости читаю, смотрю. Ошибка экипажа - крайне редко. Все дело в технике, обслуживании и замене старого оборудования на новое. Наверное, с "Булгарией" какие-нибудь технические проблемы были. Ну, и гроза там, говорят, была.
Андрей: Тонут и падают теплоходы и корабли, потому что они старые. Потому что никто не следит со стороны государства, из-за взяток нормальный контроль просто невозможен. А владельцам лишь бы получить максимальную прибыль и не тратиться на совершенствование старой техники и закупку новой. Государство закрывает на это глаза, потому что чиновникам, которые отвечают за контроль, платят взятки. И все. Две проблемы. То есть, ответственности не хотят за пассажиров нести ни бизнес, ин государство. Я лично в русское корыто не сяду. И всем своим друзьям не советую.
"Я вот не буду говорить, не буду ничего обсуждать!" - женщина закатывает глаза. Подруга ее бросает корреспонденту: "Она у нас мама двоих детей, и не станет отвечать на такой вопрос!"
Марина: Я заметила, что в последнее время самолеты очень часто падают. Думаю, потому что перед отправлением до конца оборудование не проверяют. Наверное, есть какие-то неисправности в самолете и корабле, и их просто уследили. Конечно, нельзя их во всем обвинять - но гибнут же люди!
Виктор: Все устарело. Именно самолеты и теплоходы. Плюс ко всему - нежелание нести ответственность и жажда наживы у владельцев судна или самолета. Над всем этим нет никакого контроля, несмотря на ужасное техническое состояние. За откат можно получить право эксплуатировать технику, которая срок службы свой отработала. Например, эксплуатационный период 25 лет, а используют технику по 50 лет, по 70. И самолеты, и корабли – все старье. Скоро все развалятся.
Николай: Проблема в безответственности тех, кто плавает, и тех, кто на земле. Экипаж, диспетчеры. Во всем - человеческий фактор. В неполадках механизмов тоже человеческий фактор присутствует. Если они неисправны, значит что-то не сделано.
Ирина: Я удивляюсь не тому, что падают, а тому, что они падают не каждый день: все так запущено до предела. Раньше все делали с запасом какой-то прочности, а сейчас ничего не делают, или делают так, что все падает. Сейчас новое еще хуже, чем старое. Раньше мозгами думали и делали с запасом прочности. У меня машина, которую сделали сейчас, работает хуже, чем те машины, которые выпускали 20-30 лет назад.
Игорь: Халатность людей, халатное отношение исполнителей: директоров, которые дают в аренду технику, либо руководителей подразделений. И в том числе старое оборудование. Ошибка экипажа в случае с самолетом вряд ли была: человеческий фактор 0,01 процент в таких случаях.