Вероятное мошенничество "Континента"
По результатам проверки Следственного комитета РФ, выяснилось, что у руководства компании не все в порядке с документацией; источники в Росавиции объясняют эти несоответствия покупкой гендиректором "Континента" нескольких самолетов Ту-154 для личного пользования
Москва. 1 августа. INTERFAX.RU - Руководство авиакомпании "Континент", чьи рейсы были аннулированы Росавиацией в минувшую пятницу за долги, подозревается в совершении финансовых махинаций. Кроме того, в связи с существующей ситуацией Росавиация собирается пересмотреть сертификационные требования к авиакомпаниям, осуществляющим магистральные перевозки, чтобы не позволять совершать регулярные рельсы организациям, на чьем балансе находится менее 20 однотипных самолетов. Тем временем, в аэропорту Красноярска в ожидании вылета томятся 100 транзитных пассажиров.
Председатель СК Александр Бастрыкин распорядился выяснить, в порядке ли документация компании. Так, оказалось, что имевшегося на балансе компании оборудования было не вполне достаточно для осуществления регулярных магистральных перевозок пассажиров. Росавиация считает, что такими рейсами должны заниматься авиакомпании, имеющие в своем парке не менее 20 однотипных воздушных судов. "Именно таким средним количеством ВФ оперируют эксплуатанты, входящие в ТОП-15 российских авиакомпаний, выполняющие 90% всех авиаперевозок", - говорится в сообщении Росавиации. В ведомстве полагают, что все остальные авиакомпании должны быть переведены в разряд чартерных перевозчиков или не должны выполнять магистральные рейсы и выступают за скорейшее изменение в сертификационные требования к коммерческим авиакомпаниям.
Первого августа по результатам проведенной СК проверки было возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий организованной группы лиц из числа руководства ОАО "Авиационная компания "Континент" и должностных лиц Росавиации (ст. 159 УК РФ). Как сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин в понедельник "Интерфаксу", в рамках расследования уголовного дела "будут установлены конкретные должностные лица "Росавиации" и других государственных органов, и дана правовая оценка их действиям (бездействию) при выдаче и отзыву лицензии на авиаперевозку указанной компании". Кроме того, по словам представителя СК РФ, следователи намерены установить причинную связь "между данными действиями и существенным нарушением прав авиапассажиров, а также причиненным государству ущербом".
Источник в Росавиации, тем временем, сообщил "Интерфаксу", что причиной банкротства авиакомпании "Континент" стало приобретение гендиректором компании без согласия акционеров нескольких самолетов Ту-154М. "Росавиации стали известны обстоятельства, приведшие к банкротству авиакомпании. В июне 2011 года генеральный директор за счет выручки авиакомпании приобрел в собственность учрежденного им и его супругой ООО "Авиа Мир Лизинг" нескольких воздушных судов типа Ту-154М", - отметил представитель ведомства. Он добавил, что, по предварительным данным, эти действия были осуществлены без согласия с другим акционером. "Таким образом, значительная часть выручки, полученной от продажи авиабилетов авиакомпании, была направлена фактически на приобретение воздушных судов в собственность гендиректора Красильникова", - отметил представитель Росавиации. В ведомстве подчеркнули, что приобретение новых самолетов в собственность гендиректора авиакомпании привело к кассовому разрыву между ее доходами и расходами, а также к невозможности обеспечивать ее текущую операционную деятельность.
В Росавиации уточнили, что приобретение Ту-154 в собственность произошло после проверки территориальным управлением Федерального агентства воздушного транспорта финансово-экономического состояния авиакомпании в апреле 2011 года. Собеседник агентства подчеркнул, что запрос о предоставлении информации в целях проведения проверки авиакомпании поступил в Росавиацию от Московского межрегионального следственного управления на транспорте СКР лишь 1 августа 2011 года.
На чем улетят пассажиры
Двадцать девятого июля Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта ОАО "Авиакомпания "Континент", и в тот же день самолеты компании перестали выходить из аэропортов. В три последних дня июля 69 рейсов были отменены, и общее число пострадавших от этой меры пассажиров, согласно сообщению Генпрокуратуры, поступившему в "Интерфакс", оказалось больше 3000 человек. По информации Генпрокуратуры, оставшимся без рейса пассажирам предложили необходимое питание, место для ночлега, прохладительные напитки, комнаты матери и ребенка. Большую часть пассажиров удалось отправить самолетами иных компаний или поездом, тем же, кто отказался от полета вовсе, возместили сумму авиабилета. По информации Генпрокуратуры, стабильная ситуация в Восточно-Сибирском, Приволжском и Уральском регионах. Проблемы, однако, наблюдаются в Южном регионе. "Несмотря на отправку рейсами иных авиакомпаний свыше 450 пассажиров, на 31 июля отменено 8 рейсов "Континента" из аэропортов Анапа, Геленджик и Сочи (количество пассажиров - 769, из них 162 несовершеннолетних ребенка). Южной транспортной прокуратурой проводится дальнейшая работа по защите прав пассажиров", - говорится в сообщении. Компания планировала выполнять четыре рейса в неделю из Крыма в Россию и таким образом перевозить около 320 человек еженедельно. Что касается сибирского направления, по которому авиакомпания также осуществляла перевозки пассажиров, то к понедельнику в Красноярске остаются немногим более 100 транзитных пассажиров "Континента". Как сообщил министр промышленности и энергетики края Денис Пашков, 80 из этих пассажиров чартером на ТУ-134 будут доставлены в понедельник в Нерюнгри и Комсомольск-на-Амуре. Остальные пассажиры - норильчане - улетят во вторник. "Глубина продаж билетов авиакомпании "Континент" - до 14 сентября. Мы ожидаем, что оперативный штаб будет активно работать минимум до конца августа, когда красноярцы, отдыхающие на юге страны, полетят домой", - отметил Пашков. По оценке министра, от банкротства авиакомпании "Континент" пострадает порядка 2,5 тыс. жителей Красноярского края.
Что касается вынужденной покупки билетов на другие рейсы, то, как пообещали представители Росавиации, ведомство оплатит их пассажирам разорившегося "Континента". "Росавиация решила вопросы компенсации авиакомпаниям, которые осуществляют перевозку пассажиров компании-банкрота "Континент", - заявил генеральный директор компании "БазЭл Аэро" Сергей Лихарев журналистам в понедельник в аэровокзальном комплексе в Сочи. "Удалось процесс наладить, кризис преодолеть", - подчеркнул генеральный директор "БазЭл Аэро". По его словам, сейчас в аэропортах Кубани "ситуация более спокойная. Пассажиры "Континента" ждут альтернативных рейсов 2-3 часа".
Лихарев отметил, что после того, как компания "Континент" прекратила свои финансовые операции, все данные зарегистрированных пассажиров из системы аэропортов Кубани пропали" "И у нас сегодня нет полной картины, сколько билетов продал "Континент", - сказал генеральный директор аэропорта. По его словам, те пассажиры, которые отказались от авиаперевозчиков и купили альтернативные билеты, будут получать компенсацию за неиспользованный билет непосредственно через "Континент", либо через суд. "Сегодня аэропорты Кубани отправят 184 пассажиров "Континента". Ведется работа по распределению по рейсам пассажиров 2 августа", - добавил Лихарев. Авиакомпания "Континент" 29 июля объявила, что прекращает операционную деятельность. В аэропортах городов России не смогли вылететь сотни пассажиров.