Солнечный зайчик сильнее лазерной указки

Президент Лазерной ассоциации РФ Иван Ковш в интервью "Интерфаксу" рассказал о том, что же это за лазерные приборы, которыми одержимые хулиганы пытаются ослепить пилотов самолетов

Солнечный зайчик сильнее лазерной указки
Фото: Reuters

Москва. 29 июля. INTERFAX.RU – За последние месяцы и недели в разных городах России зафиксированы десятки попыток ослепления пилотов самолетов, идущих на посадку, лазером. В связи с этим во властных структурах уже начались активные дискуссии на тему отдельного наказания для подобного рода хулиганов (ну как можно доказать, что человек сознательно пытался ослепить пилота, а не просто баловался), а также не нужно ли взять и запретить лазерные указки.

Корреспондент Interfax.ru побеседовал со специалистом в области лазерной техники, который рассказал нам об особенностях лазерных указок, а также о том, что именно может быть опасно для пилота, если луч попадает в кабину.

- Иван Борисович, действительно ли можно из обычной лазерной указки ослепить пилотов самолетов?

- Изделие, которое называется "Лазерная указка", конструируется с учетом техники безопасности. Ослепить указкой нельзя человека, даже если вы направите его человеку в глаза с расстояния полуметра. У человека есть непроизвольный импульс - моргание. Если направить указку в глаз, человек моргает. И за то время, когда происходит моргание, в глаз попадает некая доля энергии от указки. Эта доля слишком мала, чтобы вызвать некое повреждение. Хотя что-то вроде яркой вспышки, когда на солнце посмотрите - это, конечно, неприятно, но быстро проходит.

Они имеют очень маленькую мощность. Луч обычно красного цвета, но сейчас стали делать и зеленого. Единственное неприятное свойство, которое они имеют, - эффект отвлечения. Их, например, запретили в Канаде, потому что болельщики стали во время хоккейных матчей светить хоккеистам в шлемы, в лицо - конечно, это отвлекало спортсменов от игры. Никто никого не ослеплял - просто отвлекал. Как солнечный зайчик. Кстати, солнечный зайчик в смысле воздействия на глаза гораздо сильнее, чем указка.

- Есть ли более мощное оборудование в свободной продаже - вроде указок, которое могут использовать “лазерные хулиганы”?

- Да, есть лазеры мощные, которые излучают зеленый луч. Почему важно, что именно зеленый: зеленый луч лежит в диапазоне наибольшей чувствительности человеческого глаза. И тут мы чувствуем отдельные фотоны. В этом случае для того, чтобы повредить глаз, требуется наименьшая мощность и энергия. И, соответственно, зеленые лазеры сегодня делаются наибольшей мощности - и ватт, и десятки ватт. Но, конечно, это не указки. Это так же, как есть перочинный ножик, а есть секира палача. И там, и там ножик, но, конечно, нельзя сравнивать. Такие источники есть.

- Продают ли подобное оборудование без лицензии?

- Насчет свободной продажи - вопрос трудный. Делаются они в Китае. Как лабораторное оборудование их можно купить, и наверное, кто-то покупает.

- Действительно ли возможно ослепить пилота при помощи таких приспособлений?

- Относительно ослепления пилота - тут пилот, наверное, лучше знает. Но вопрос возникает простой: когда пилот идет на посадку, он идет на полосу под углом глиссады так называемой 2,7 градуса. Смотрит на полосу, смотрит на приборы. Если в этот момент попасть ему в глаза, конечно, это будет неприятно. Человек будет щуриться, закроет глаза и так далее. И это будет его отвлекать. Но, чтобы попасть, нужно стоять строго под углом глиссады на полосе. Потому что если стать сбоку, снизу и махать лучом - это не сработает. Представьте, как в ваше окошко попадает солнечный зайчик, кто-то балуется из соседей из окна напротив. А вы смотрите на экран компьютера. Если он даже скользнет вам по щеке, он вас не ослепит, а отвлечет, но ослепления не будет, но это все равно неприятно. Возможно, какой-то блик будет от какого-то зеркальца, попасть строго в глаз - это может быть. Светить не нужно, даже отвлечение опасно.

Но все эти так называемые "лазерные хулиганы" светят не в глаза, а в кабину. Это эффект отвлечения. То, что у человека может быть источник достаточно мощного лазерного облучения - несколько ватт зеленого света, это, безусловно, слепит и опасно для глаза. То, что таким лучом слепить в кабину пилота не нужно, - это тоже факт. Потому что это отвлекает. И второе: у человека есть вспомогательные рефлексы - если попадает луч в глаз, глаз сразу замыкается, моргает. А когда моргает, то человек ничего не видит перед собой, что по понятным причинам нежелательно в самолете или в быстро едущем поезде. Ничего хорошего в этом не может быть, это недопустимо.

- Какова дальность "выстрела" лазера? В одном из сообщений ФСБ указывалось, что "выстрел" лазерной указки был 40 км - возможно ли это?

- Дальность, вы знаете, может быть достаточно большой. Мы ведь видим не сам лазерный луч. Сам лазерный луч, естественно, если он не попадет на глаз, мы его не увидим. Мы видим рассеянный луч - если он идет по дыму, по туману, по снегу. Но иногда бывают ситуации, когда воздух очень чистый - настолько чистый, что в нем луч почти не рассеивается. И он может светить, действительно, на десятки километров. В этом ничего странного нет: существуют лазерные локаторы, которые лоцируют спутники. А те находятся от Земли на расстоянии сотни километров. Конечно, когда обратно рассеянный луч приходит - это нужно ловить приемниками, а не глазами. Но, в принципе, нет ничего невозможного.

Беседовала Серафима Скибюк

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });