Столичный округ: чиновники задумались

Как представляют себе чиновники создание столичного федерального округа? Ответы Валентины Матвиенко, Александра Хлопонина, Валерия Сердюкова и многих других в специальном репортаже корреспондента "Интерфакса"

Столичный округ: чиновники задумались
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - Президент России Дмитрий Медведев предложил на Санкт-Петербургском экономическом форуме создать столичный округ, что приведет к расширению границ Москвы. Это позволит вынести часть федеральных структур за нынешнюю черту города. Как отнеслись к такому предложению руководители ряда регионов, в том числе самой Москвы, Санкт-Петербурга и других, наш корреспондент узнал у них самих.

Вице-премьер Александр Хлопонин, руководитель Северо-Кавказского федерального округа, бывший некогда губернатором одного из крупнейшего российских регионов – Красноярского края:

Такие территории должны развиваться по агломерационному признаку. Невозможно их запереть в рамках границ. Но при этом надо понимать, что любая транспортная артерия, будь то автомобильная или железнодорожная, а также вынос промышленных площадей за пределы города, все эти вопросы должны решаться по агломерационному признаку. По-другому не бывает. Все крупные города, как, например, Париж, Барселона и другие, развивались именно так, и поэтому предложение расширить границы Москвы абсолютно верно, так как снимет препоны с развития столицы.

Вопрос: Фактически речь идет о поглощении городом области?

Хлопонин: Совсем необязательно. Это лишь одна из форм объединения. Но их несколько. Например, чтобы объединить Москву и область в единый округ, необходимо решить ряд серьезных задач. Надо провести референдум среди жителей этих регионов. Далее необходимо решение конституционной юридической части, так как Московская область по Конституции является отдельным регионом. Другая форма – юридическое объединение. При этом не теряется самостоятельность области. Еще одна форма – подписание соглашения о сотрудничестве между территориями, включая и передачу городу только некоторых районов области. Возможны и другие формы. Но главное – развитие и Москвы, и области должно происходить на основе совместно выработанного генерального плана. И создание округа не должно идти во вред жителям области и столицы. Новый округ должен облегчить решение многих имеющихся в настоящее время проблем, в том числе и застарелых. Это и решение проблемы Химкинского леса, и выноса рынков за городскую черту. Помочь расширению и сохранению национальных парков. Вывести за пределы столицы заводы по переработке отходов и так далее. Создание нового округа поможет разработать логистику на 10-15 лет вперед. По-другому решить все уже ставшие насущными важные проблемы развития невозможно.

Мэр Москвы Сергей Собянин: После того, как прозвучали слова президента, тут же пояснил, что данная инициатива подразумевает расширение границ Москвы, но не объединение Москвы и Подмосковья. "Речь не идет об объединении области и города", - сказал он журналистам. "Здесь понятная задача перемещения федеральных государственных учреждений за пределы сегодняшней границы Москвы, и в этих целях расширение границы Москвы", - добавил он.

Собянин отметил, что референдума по данному вопросу не будет. "Проводится выяснение мнений жителей, муниципальных органов власти", - отметил градоначальник. На уточняющий вопрос журналистов, будет ли проводится референдум или же опросы, мэр Москвы сказал: "Не референдум, выяснение мнений".

Касаясь возможности переноса зданий федеральных органов власти, Собянин заметил, что "это решение президента, он и правительство определятся, какие учреждения должны будут перенесены на новые места". "Что касается городских структур, я считаю, что стоит серьезно подумать и над этим", - указал он. Помимо этого, отметил градоначальник, расширение Москвы может повлиять на инвестиционный климат. Выступая в пятницу на одном из "круглых столов" в рамках Петербургского экономического форума, Собянин сказал, что главной проблемой города является "конфликт интересов между накопленным громадным инвестиционным потенциалом и ограниченными просторами развития города и, соответственно, использование этого потенциала".

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко:

Логика развития всего нашего региона подталкивает к тому, что рано или поздно идея объединения Петербурга и Ленинградской области будет реализована. Это позволит создать привлекательный c точки зрения инвестиций регион и улучшить тем самым жизнь жителей. Нельзя забывать, что Петербург и область всегда исторически были единым регионом. У них был единый градостроительный план, общий план размещения производственных сил, единая система развития дорог, и, что немаловажно, единый план социально-экономического развития. И никакие границы и юридические формальности не смогут заменить эту необходимость. Сама логика жизни диктует решение этой проблемы. Однако хочу подчеркнуть, что это лишь моя идея, я не обсуждала ее и не выдвигала в качестве насущной задачи. Конечно, это дело не сегодняшнего дня, и в конечном итоге решение зависит от выбора жителей города и области и от федеральной власти.

Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков придерживается другого мнения:

Создание столичного округа хотя путь сложный, но перспективный. И вызван он абсолютной необходимостью в рамках Москвы создать такие центры как Международный финансовый, научный в Сколково. Все это, безусловно, требует новых подходов.

Вопрос: Не получится ли, что вслед за расширением Москвы очередь настанет и для Петербурга и Ленинградской области, то есть к возвращению единого конгломерата, как это было при Советской власти?

Сердюков: А вы внимательно еще раз посмотрите выступление президента. Его предложение, как я понял, исходит из необходимости создания нового федерального столичного округа для решения проблем, которые до сих пор в рамках столицы не могли быть осуществлены. В черте города заперты все важные правительственные структуры. А еще в советское время были неоднократные попытки вынести часть таких структур за пределы Москвы. Дело касалось даже некоторых министерств. Те, кто предлагал, исходил из того, что центр города и так слишком перегружен. А сегодня перегрузка особо заметна. При этом нигде не сказано, что нужно объединить Москву с областью в единый регион. У Петербурга и Ленинградской области совсем другая ситуация. Если Петербургу необходимо вынести за пределы города какие-то свои структуры, то я не вижу никаких проблем. Еще при Собчаке такие районы как Сестрорецк, Пушкин, Зеленогорск, Петродворец фактически отнеслись к городу. Они когда-то входили в состав области, но Собчак, создавая единый центр, присоединил их к городу. Если Санкт-Петербургу необходимо вынести промышленные предприятия, а это действительно так, то в области достаточно для этого мест. И объединение в единый округ ничего здесь не изменит.

Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев:

У столицы, как и у любого другого многонаселенного города, есть формальные права развития. Развития, которое требует выхода за пределы городской черты. В Москве живет 13 миллионов человек! Конечно, городу тесно. Нельзя сравнивать Москву с любым другим обычным субъектом. Баланс прав и ответственности у них разный. Тем более что Москва реально в своем развитии помогает и другим субъектам. Фактически она локомотив развития. И это во многом предопределяет пути развития города. К тому же сейчас перед Москвой стоит задача стать международным финансовым центром. И что – все это запереть в рамки Московской кольцевой дороги? Не получится.

Губернатор Новгородской области Сергей Митин:

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, я хотел бы узнать границы нового федерального субъекта. Охватит ли он всю область или только частично? Мне совершенно понятно, что Москва сегодня задыхается от решения тех проблем, которые на нее возложены. Если будет объединение Москвы и области, то возникнет много вопросов по трудоустройству людей. Дело даже не в том, кто будет главой субъекта, а в том, как будет разработана система управления, чтобы не вызвать недовольство не только управленцев, но и самих жителей города и области. И вообще развитие не должно зависеть от личности. Необходимо создать такую систему, которая будет работать независимо от того, сколько чиновников-управленцев. Она должна диктовать кадровую расстановку.

Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков:

Мы с Московской областью соседи. Но я понимаю, что каждый регион развивается по-своему, у каждого своя специфика. У Москвы есть проблемы с развитием, в том числе даже с нехваткой земель. Создание округа – не знаю, в каких он будет границах, но это в любом случае поможет создать единую сеть коммуникаций и единый план развития. В таком случае многие проблемы будут сняты сами собой. Что касается сферы управления Москвы и области – конечно, у всех есть свои аппараты. Но сегодня можно уже определить, как работают те или иные структуры, кто занимается конкретным делом. Безусловно, это будет принято во внимание. И я не думаю, что при создании нового округа будут уничтожены профессиональные кадры. Более того, они могут получить новую мотивацию и расширить масштаб своей работы. Впрочем, в ближайшее время на многие эти вопросы руководители Москвы и области дадут ответ. Тогда и посмотрим.

ЭПИЛОГ

Судя по выступлению мэра Москвы Сергея Собянина, у него с губернатором Московской области противоречий нет. К сожалению, Бориса Громова на форуме не было и мы не могли узнать его мнения, но, по словам мэра Москвы, они сотрудничают "очень хорошо". Значит, здесь проблем не будет. Судя по некоторым высказываниям, область не будет объединяться с Москвой. Скорее всего, что районы, ближайшие, в 50 км, например, от города, могут отойти к новому федеральному округу. Сложнее, как мне кажется, будет с объединением или частичным объединением Петербурга и области. Надо будет проводить референдум среди жителей не только по вопросу, хотят ли они объединяться, но и по вопросу о том, как будет называться новый округ – Петербуржский или Ленинградский со столицей в Петербурге. Хотя пример есть: Екатеринбург и Свердловская область. Вероятно, возникнет и ряд других проблем. Но при желании их решить, а не затруднить, и если - к тому же - личные амбиции отойдут на задний план, проблемы могут быть более или менее легко решены. Важно только, чтобы по-русски чиновники не махали шашками, чтобы без разбору не летели головы тех, от кого непосредственно зависит уровень жизни жителей даже мелких сел. И еще один немаловажный вопрос, хотя касается он в основном высших слоев властных структур. Если будет новый федеральный столичный округ, то будет ли во главе этого округа мэр столицы или для лучшего решения вопросов Москвы и области будет назначен еще один полномочный представитель президента, как это есть сейчас во всех федеральных округах? Впрочем, опыт Европы дает и другой вариант – Жак Ширак, возглавляя правительство, был при этом и мэром Большого Парижа.

Беседовал Вячеслав Терехов

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });