Радиация в режиме "авто"

Япония официально подтвердила, что три топливных стержня аварийной АЭС расплавились. Пока специалисты пытаются остановить утечку радиации в прибрежные воды островов, повышенный фон обнаруживается в японских автомобилях

Радиация в режиме "авто"
Фото: Reuters

Москва. 7 июня. INTERFAX.RU - На японской АЭС "Фукусима-1" полностью расплавились топливные стержни трех энергоблоков, заявили во вторник в японском Агентстве по противодействию ядерной угрозе. В мае представители энергетической компании TEPCO, владельца АЭС, сообщили, что топливные стержни второго и третьего реакторов, возможно, расплавились в первую неделю после удара стихии. По их словам, топливные стержни первого реактора практически полностью расплавились в течение 16 часов с момента землетрясения. Остатки стержней сейчас находятся на дне корпуса реактора, и из него вытекает радиоактивная вода. Тем самым, Агентство по противодействию ядерной угрозе подтвердило информацию о расплавлении топливных стержней трех энергоблоков, ранее обнародованную TEPCO.

11 марта в 130 км от северо-восточного побережья японского острова Хонсю произошло разрушительное землетрясение магнитудой 8,9, которое вызвало мощное цунами.

В результате катаклизма на ряде японских АЭС возникли проблемы, наиболее серьезные - на "Фукусиме-1", где в результате выхода из строя системы охлаждения реакторов произошло несколько пожаров и взрывов, образовалась утечка радиации в атмосферу и воду.

В мае ТЕРСО заявила, что работы по извлечению поврежденных топливных стержней из первого реактора станции могут занять несколько лет. Ранее компания сообщала, что стабилизация и охлаждение реактора может занять от 6 до 9 месяцев, однако о том, сколько времени потребуется на извлечение топливных стержней, не говорилось. Компания планирует изучить меры, предпринятые после инцидента на американской АЭС Three Mile Island в 1979 году, где топливные стержни также расплавились и аналогичные работы длились 10 лет. В то же время сообщается, что началась транспортировка большой стальной платформы, на которую должны погрузить цистерны с радиоактивной водой, откачанной из станции. Ожидается, что платформа, размеры которой составляют 136 метров в длину и 46 метров в ширину и емкость которой оценивается в 10 тыс. тонн, прибудет из Сидзуока к берегу у "Фукусимы-1" через неделю-две.

Кроме того, представители Агентства по атомной и промышленной безопасности Японии сообщили во вторник, что утечка радиации в районе АЭС "Фукусима-1" в Японии в первую неделю после катастрофы была вдвое большей, чем считалось ранее. Так, в первую неделю в атмосферу попало не 370 тыс. терабеккерелей, а в два раза больше - 770 тыс. ТБк. Именно поэтому, как объяснили специалисты, расплавление топливных стержней в трех реакторах АЭС происходило быстрее, чем предполагалось ранее.

Радиация идет транзитом

Тем временем, в российских портах были обнаружены "фонящие" автомобили, прибывшие из Японии. Так, в Магадане, впервые после аварии на "Фукусиме", сотрудники таможни и Роспотребнадзора обнаружили автомашины с повышенным радиационным фоном. "В адрес одного из предпринимателей Магадана из японского порта Тояма прибыло 170 иномарок. При проверке дозиметрами на шести из них уровень естественного фона был превышен в два-три раза", - сообщил во вторник агентству "Интерфакс" первый заместитель начальника Магаданской таможни Юрий Кишинский. По его словам, специалисты Управления Роспотребнадзора взяли пробы с поверхности машин и отправили их на исследование.

В свою очередь, заместитель начальника одного из отделов Управления регионального Роспотребнадзора Кирилл Грачев сообщил агентству, что в пробы были исследованы в лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии Магаданской области. "Специалисты обнаружили в исследуемых образцах техногенные радионуклиды - цезий-134 и цезий-137", - сказал он. При этом Грачев добавил, что незамедлительно было принято решение отправить "фонящие" машины обратно в Японию. "Автомобили уже на пути в Японию. В Магадане никаких дезактиваций никто проводить не будет", - подчеркнул он.

Представитель регионального Роспотребнадзора напомнил, что на местном уровне подписан официальный документ, согласно которому, все "фонящие" машины должны быть отправлены в Японию. А тем, кто напрямую занимается закупкой иномарок в стране восходящего солнца, рекомендуют тщательно проверять их перед отправкой в Магадан.

Кроме того, на борту теплохода, прибывшего из Японии в сахалинский порт "Корсаков" (юг Сахалина - ИФ), таможенники выявили повышенное радиационное излучение еще на одной из привезенных иномарок, сообщает пресс-служба Сахалинской таможни. В ходе таможенного контроля было установлено, что в моторном отсеке микроавтобуса "Nissan Vannete", находящегося на палубе судна, имеется превышение радиационного фона. "Выгрузка с теплохода прекращена, установлен запрет доступа посторонних лиц к источникам излучения. Совместно с МЧС и ТУ Роспотребнадзора по Сахалинской области проводятся контрольные мероприятия", - говорится в сообщении.

Ранее японские автомобили, радиационный фон от которых превышал естественные показатели, были выявлены в портах Владивостока и Находки. Всего в Приморье в апреле-мае прибыло около 50 таких машин. Большая часть из них уже очищена и передана владельцам.

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });