Два года триумфальных столкновений
Митинг оппозиции на Триумфальной площади прошел по давно известной программе, не принеся никаких неожиданностей - полиция, недоумевающие граждане, задерживаемые оппозиционеры
Москва. 31 мая. INTERFAX.RU - Каждое 31-е число в календаре с 31 мая 2009 года является напряженным днем для столичных правоохранителей, вынужденных стягивать значительные силы и средства на Триумфальную площадь, чтобы не дать гражданам в очередной раз воспользоваться 31-й статьей Конституции, разрешающей им мирно и без оружия собираться и проводить митинги и демонстрации.
31 мая в этом году в этом смысле ничем не отличался от других подобных дней. Еще утром сотрудники ГИБДД приступили к эвакуации припаркованных в районе Триумфальной автомобилей, чтобы освободить проезжую часть для постепенно прибывающих полицейских автобусов и грузовиков с ОМОНом. В середине дня на площади появился настоящий милицейский лагерь.
К вечеру на и без того перегороженной в связи с раскопками Триумфальной (недавно на ней обнаружили остатки первого в столице кабаре) появились новые ограждения - полиция формировала пути, по которым будут двигаться обычные граждане и, в случае чего, утрамбовываться в автобусы особо несогласные оппозиционеры.
Организаторы митинга - движение "Стратегия 31" - планировали начать его в 18:00-18:15. К шести часам вечера на Триумфальной преобладали сотрудники полиции и журналисты, которых люди в погонах через мегафоны уговаривали не толпиться на пешеходном переходе у зала Чайковского и не создавать помех обычным гражданам, многие из которых были явно озадачены происходящим.
О том, что запланированное "стратегами" на 20:00 шествие по Тверской не состоится, стало ясно через несколько минут, когда на выходе из станции метро "Маяковская" появился член политбюро Объединенного демократического движения "Солидарность" Илья Яшин. Дав оппозиционеру секунд 40 поговорить с окружившими его журналистами, сотрудники правоохранительных органов его задержали. Вскоре за ним проследовали член совета и исполкома "Левого фронта" Константин Косякин и лидер "Авангарда красной молодежи" Сергей Удальцов.
После этого полицейские решили оттеснить прессу от выхода из метро. Взявшись за руки и выстроившись в цепь, омоновцы начали сдвигать журналистов и смешавшихся с ними случайных прохожих по направлению к подземному переходу и Первой Брестской улице. Тем временем, в районе площади был задержан пришедший на митинг лидер НБП Эдуард Лимонов.
У арки, ведущей с площади, сотрудники СМИ обнаружили лидера химкинских экологов Евгению Чирикову, которая сотоварищи весело раздавала всем желающим газеты и листовки. Полицейские, казалось, не имели ничего против происходящего. Впрочем, это продолжалось недолго. Подталкиваемая ОМОНом, Чирикова в сопровождении соратников и прессы была вынуждена покинуть площадь.
В принципе, к этому моменту очередной митинг в защиту 31-й статьи Конституции можно было считать законченным. В районе Триумфальной еще оставались значительные скопления людей, однако понять, кто их них оппозиционеры, кто - журналисты, а кто - простые прохожие представлялось затруднительным. На углу Тверской отряд омоновцев не дал группе граждан развернуть плакат, судя по цветам - национал-большевистского содержания. Заскучавшие журналисты развлекали себя, наблюдая за неизвестно откуда появившимся человеком в плюшевом костюме голубя. В начале девятого полицейские потихоньку начали покидать Триумфальную площадь, на которой провели практически весь день.
По данным источника "Интерфакса" в правоохранительных органах, в ходе манифестации были задержаны 62 человека, которых доставили в ОВД "Хамовники" и "Тверское". Лидер АКМ Сергей Удальцов сообщил информагентству, что на него и других задержанных лидеров оппозиции составляют протоколы по ст. 20.2 КоАП ("Участие в несанкционированном массовом мероприятии"). Официальный представитель управления информации ГУ МВД по Москве Светлана Серкина сообщила, что всего в акции приняли участие около ста человек, за действиями которых следили примерно столько же журналистов. Сколько полицейских приняли участие в разгоне несостоявшегося митинга, не сообщается.