Отменить обязательный техосмотр
Дмитрий Медведев высказался за отмену требования об обязательном прохождении техосмотра: "Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того, чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить"
Москва. 28 апреля. INTERFAX.RU - Президент РФ Дмитрий Медведев считает возможным отменить требование об обязательном прохождении автовладельцами технического осмотра. "Я уверен в том, что нынешняя система техосмотра транспортных средств изжила себя напрочь, особенно в тех случаях, когда речь идет о крупных городах", - заявил Медведев на встрече с активом партии "Единая Россия".
Он считает, что "ценность этого абсолютно минимальная". "Поэтому я хочу, чтобы в этом вопросе был наведен порядок. Вчера звонил на эту тему Кирьянову - заместителю министра внутренних дел, который курирует транспортный сектор. Есть два предложения: или вообще отменить техосмотр, или сделать его беспроблемным для граждан и, может быть, изъять это из компетенции МВД, чтобы все это происходило в заявительном ключе", - сказал Медведев. "Наши автомобилисты часами выстаивают в очередях. Для чего? Для того, чтобы получить никчемную бумажку, смысл которой в том, что эта машина может пока ездить", - добавил он. По словам Медведева, "если машина новая, современная, то такая бумажка ей не требуется, а если это "ведро с гайками", так она все равно бумажку получит, но уже другим путем".
"Я ликую от этого предложения. Я вижу в нем не только здравый смысл, но реальные шаги по борьбе с коррупцией в рядах ГИБДД", - сказал лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. Он считает, что в России, по аналогии с практикой многих стран, целесообразно ввести диагностическую карту, которую выдают частные фирмы после проведения диагностики автомобиля. "Такую процедуру каждый автовладелец обязан пройти один раз в год. Без этой карты, или в случае наличия указанных в ней неполадок машины, собственник не сможет застраховать машину или страховка обойдется в сумму гораздо большую, чем устранение неисправностей", - сказал лидер ФАР.
Поддерживают предложение и питерские организации автомобилистов. Председатель Комитета по защите прав автомобилистов Петербурга Александр Холодов считает, что современная процедура технического осмотра автомобилей превратилась в "сбор дани" и потеряла свой первоначальный смысл. Он подчеркнул, что возможная отмена ТО, о которой в четверг сказал президент Дмитрий Медведев, - "хорошая и здравая идея". Вместе с тем, Холодов выразил обеспокоенность в связи с тем, что у властей нет четкого осознания того, что должно прийти на смену существующей процедуре.
Напомним, что не далее как в четверг утром московские власти выказали намерение увеличить плату за прохождение техосмотра. О том, что плата может возрасти, говорилось в проекте постановления правительства Москвы, размещенном на сайте департамента транспорта и связи Москвы.
Согласно проекту документа, если в настоящее время стоимость техосмотра легковушки составляет 690 рублей, то с 1 июля она может увеличиться до 930 рублей. Кроме того, стоимость проверки грузовиков полной массой до 3,5 тонн может вырасти с нынешних 790 до 1070 рублей. Также вырастут и расценки техосмотра других типов транспортных средств.
Если документ будет утвержден, то проверка грузовика массой до 12 тонн с 1 июля будет стоить 1430 рублей, а свыше 12 тонн - 1540 рублей. Стоимость техосмотра автобусов полной массой до 5 тонн составит 1230 рублей, а автобусы тяжелее 5 тонн будут проверяться за 1490 рублей. Также с 770 до 1 тыс. рублей вырастет стоимость техосмотра полуприцепа.
Согласно проекту документа, рост стоимости техосмотра связан с ростом потребительских цен. Последний раз столичные власти меняли стоимость техосмотра в конце марта 2010 года.
Лишь уже ближе к вечеру московские власти заявили, что повышения стоимости все же не будет. Пресс-секретарь мэра столицы Гульнара Пенькова пояснила, что "действительно, данный законопроект ранее направлялся в правительство Москвы, но заключение департамента экономической политики было отрицательным, в связи с чем было принято решение о нецелесообразности принятия подобного рода мер".
Как известно, прохождение техосмотра – одна из традиционно считающихся сложными для водителей процедур, сопряженных с потерей времени и значительной взяткоемкостью. Не желающие терять время часто прибегают к обходным маневрам – ставка за получение талона техосмотра в настоящий момент колеблется от трех до пяти тысяч рублей.
Представители ГИБДД со своей стороны заявляют, что ведут борьбу с недобросовестными сотрудниками, которые, играя на нежелании владельцев терять время (и иногда сознательно вынуждая их терять время), превратили прохождение техосмотра в прибыльный бизнес. Так, например, в марте было заявлено, что почти 70 сотрудников ГАИ Москвы будут наказаны за нарушения при проведении техосмотра. "В рамках работы по наведению порядка в рядах ГИБДД Москвы были проведены проверки деятельности, связанной с проведением государственного техосмотра. Проверено большинство регистрационных подразделений, по итогам к дисциплинарной ответственности привлекут более 50 сотрудников, 17 - в ближайшее время будут уволены", - сообщил тогда руководитель столичной Госавтоинспекции Александр Ильин.
В марте текущего года автомобилисты, проходящие технический осмотр в подразделениях УГИБДД Москвы, столкнулись с многочасовыми очередями. Как рассказали в пятницу "Интерфаксу" столкнувшиеся с проблемой автовладельцы, в последние несколько дней время ожидания в очереди на прохождение государственного технического осмотра (ГТО) в Москве сильно увеличилось, а пропускная способность пунктов ГТО снизилась. "В беседах с сотрудниками Госавтоинспекции нам удалось выяснить, что причиной задержки являются проблемы с электронной базой ГИБДД, которая регулярно "зависает", что не позволяет вовремя проводить регистрационные действия", - сказал один из водителей, который потратил на получение талона техосмотра более 5 часов.
В то же время один из инспекторов ГИБДД, занимающихся проведением ГТО, на условиях анонимности сообщил корреспонденту "Интерфакса", что руководство столичной Госавтоинспекции взяло курс на искоренение практики "торговли" талонами техосмотра, обещая принимать самые жесткие меры к нарушителям в рядах полиции. "Во избежание каких-либо проблем инспекторы проводят все необходимые действия при проверке автомобилей в соответствии с действующими регламентными документами, что сразу привело к снижению пропускной способности пунктов ГТО", - сказал собеседник агентства.
Между тем рассматриваются и альтернативные пути облегчения ситуации с прохождением техосмотра. Так, начальник ГУВД Московской области Сергей Сергеев высказывал мнение, что ликвидация государственного техосмотра машин существенно повлияет на качество обслуживания граждан. "Полный уход от государственного ГТО существенно повлияет на обслуживание граждан", - считает Сергеев.
"В настоящее время у нас в области функционируют больше 40 частных юридических лиц, осуществляющих в установленном порядке государственный технический осмотр", - пояснял Сергеев. Юридические лица и предприниматели, желающие заняться этим бизнесом, могут обращаться в комиссию, созданную правительством Московской области, после получения аккредитации пункт начинает функционировать, а в нем работают инспекторы ГИБДД. "Цена проведения техосмотра строго регламентирована соответствующими постановлениями правительства Московской области", - указывал он.