Как понять Пан Ги Муна

Генсек ООН Пан Ги Мун прибыл в Москву, где встретится с президентом РФ Дмитрием Медведевым. Как Пан Ги Мун ведет диалог и как можно понять, что именно думает глава ООН – специальный обзор корреспондента "Интерфакса"

Как понять Пан Ги Муна
Фото: Reuters

Нью-Йорк/Москва. 22 апреля. INTERFAX.RU - В Москву прибыл человек, занимающий уникальное положение в мире: из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке генеральный секретарь руководит многотысячными коллективами сотрудников из более чем 180 стран мира. Он координирует работу многочисленных агентств, фондов, программ ООН, операций по поддержанию мира. Его нередко приглашают председательствовать на международных встречах, тогда как предшественников нынешнего генсека ограничивали лишь участием в них. Помимо этого его высказывания, например, в понедельник в Венгрии, с критикой политики правительства в отношении цыган и ограничений средств массовой информации, были бы невозможны из уст предыдущих генеральных секретарей организации.

В последние недели в связи с событиями в Ливии и в Кот-д'Ивуаре генеральный секретарь, опираясь на резолюции Совета безопасности, проявляет беспрецедентную активность, которая вызывает, порой, неоднозначную реакцию стран-членов, в том числе - России.

Как вытекает из принятых Генассамблеей ООН еще в начале 1946 года "Условий назначения Генерального секретаря", он должен обладать "качествами лидера с глобальным мышлением и широкой эрудицией". Вместе с тем, на протяжении всей истории ООН, государства-члены, особенно постоянные члены Совета безопасности, стремились делать акцент на слове "секретарь", а не на "генеральный". Когда же генсек начинал проявлять чрезмерную самостоятельность, напоминали ему, что хотя он и высокопоставленный руководитель, однако является, прежде всего, нанятым государствами менеджером.

Пан Ги Мун уже давно хорошо знаком с системой ООН, поскольку работал в представительстве своей страны при организации (в те не столь далекие времена это была миссия южнокорейского наблюдателя при ООН, а членом Организации Республика Корея стала лишь в сентябре 1991 года). Он был представителем своей страны при отделении ООН в Вене. Пан Ги Мун руководил также кабинетом Председателя 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Именно пребывание в этой должности позволило южнокорейскому дипломату узнать все тонкости как официальной, так и закулисной жизни этой организации.

Те, кто непосредственно работают с Пан Ги Муном, отмечают, что для него не столь важен иерархический уровень собеседников. Главное - профессиональная компетентность и осведомленность именно в тех вопросах, которые предстоит обсудить. Пан Ги Мун всегда проявляет недюжинные эрудицию и опыт, однако никогда ими не подавляет, не напирает на свои академические или политические регалии. Он живо реагирует на любой новый для него элемент, привносимый в дискуссию, никогда не отвергая с порога новые идеи.

Общаясь с ним видишь сосредоточенного человека с глубоким духовным миром, как бы сопоставляющего услышанное со своими собственными представлениями. На любую встречу он приходит хорошо подготовленным, глубоко изучившим все имеющиеся материалы и со сложившимся мнением. Однако он не торопится его высказывать в начале дискуссии.

Пан Ги Мун внимательно выслушивает всех участников заседания или совещания, и только по некоторым его уточняющим вопросам можно, да и то, только хорошо зная его, определить направление его собственной мысли и отношение к высказываемым идеям. Если он чувствует, что собеседники близки к его точке зрения, он высказывает ее. В противном случае он предпочтет продолжить беседы с каждым по отдельности, особенно с теми, кто в наибольшей степени не разделяет его точку зрения и только затем, убедившись, что наметился консенсус, созвать новую встречу и дать выкристаллизоваться решению как бы самому собой. После этого, с явным удовольствием расставаясь со своим обычным сосредоточенным выражением лица, широко улыбаясь, он объявляет итог.

За всеми тактическими приемами ведения переговоров всегда чувствуется его постоянное стремление к компромиссу. И он готов подправить, порой радикально, свою собственную позицию, если убеждается в справедливости аргументов собеседников и в приближении компромиссного решения.

Пан Ги Мун чужд парадности и гламурности. Его редко можно увидеть на чисто светских около ооновских мероприятиях. Складывается впечатление, что главное для него - не публичное смакование своего успеха, а кропотливая работа, обеспечивающая этот успех. Как только он достигает результата на одном направлении, парадная сторона поручается другим, а он снова погружается в углубленную работу над новым проектом.

Генсек легко находит общий язык с самыми разными людьми и с большим пониманием относится ко всем собеседникам. Сказываются его азиатские корни, крестьянское происхождение и чрезвычайная учтивость. Играет, видимо, роль и судьба его собственной страны, за исторически короткий срок прошедшей путь от бедности до процветания, а также чтимые им христианские ценности.

Его образование, как политическое, так и управленческое, и профессиональная деятельность, как дипломатическая, так и экономическая, позволяют ему хорошо ориентироваться в многоплановой ооновской повестке дня.

Прослеживаются несколько приоритетов Пан Ги Муна - борьба с бедностью на планете, предотвращение пагубных последствий изменений климата, предотвращение распространения ядерного оружия, борьба с международным терроризмом, соблюдение прав человека, реформирование ООН.

Один эпизод карьеры генсека непосредственно столкнул его с крупнейшими терактами современности. 11 сентября 2001 года Пан Ги Мун был в Нью-Йорке. В тот день он должен был занять пост главы кабинета Председателя пятьдесят шестой сессии Генассамблеи ООН. Однако теракты, обрушившиеся в тот день на город, нарушили все планы. Предыдущая сессия была закрыта 10 сентября, и, соответственно, полномочия прежнего председателя из Финляндии завершились. ООН впервые в истории оказалась без Председателя Генеральной ассамблеи. Тогда кое-кто опасался даже приближаться к зданию ООН, которое считалось одной из возможных мишеней еще одного террористического удара. А вот Пан Ги Мун и будущий председатель Ассамблеи, тогдашний министр иностранных дел и торговли Республики Корея, провели практически все эти сутки внутри здания во встречах с председателем Совета Безопасности, бывшим председателем Ассамблеи и Генеральным секретарем тем, чтобы как можно скорее организация могла ответить на глобальный вызов человечеству.

Уже 12 сентября, несмотря на весьма сложную обстановку в Нью-Йорке, сессия была открыта, Председатель избран, и борьба с терроризмом с первого дня оказалась в центре внимания участников.

Пан Ги Мун последовательно отстаивает необходимость скорейшего принятия всеобъемлющей конвенции ООН по терроризму и считает ее отсутствие до сих пор одним из самых крупных упущений в работе Организации.

На саммите в Киеве во вторник он вновь подчеркнул опасность ядерного терроризма.

Генсек хорошо знаком и с американской политической системой. Он дважды работал в посольстве своей страны в Вашингтоне, к тому же свою степень магистра по государственному управлению получил в Гарвардском университете.

Пан Ги Мун с удовольствием поддерживает контакты с российскими и другими русскоговорящими сотрудниками ООН, нередко используя свои познания русского языка. На руководство отделением ООН в Вене он поставил дипломата из России, а в Женеве - из Казахстана.

Корреспондент Вадим Перфильев

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });