Как погиб Гагарин

Эксперты уже давно спорят о том, как и почему погибли в ходе испытательного полета Юрий Гагарин и Владимир Серегин, указывая на то, что для окончания дискуссий нужно устранить гриф секретности

Как погиб Гагарин
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU – Эксперты уже долгие годы продолжают обсуждать обстоятельства гибели самолета МиГ-15УТИ, на котором во время испытаний погибли первый космонавт Земли Юрий Гагарин и летчик Владимир Серегин. Версии причин произошедшего высказывается много, однако все специалисты едины в одном – они считают, что в деле о гибели Гагарина и Серегина не должно быть грифа секретности.

Мнение первое

В гибели первого космонавта Земли Юрия Гагарина и летчика Владимира Серегина в марте 1968 года виноваты руководители, которые разрешили выполнить тренировочный полет на истребителе МиГ-15УТИ в сложных погодных условиях, считает летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Аксенов. "Здесь коллективная вина организаторов, тех руководителей, которые утверждали полеты в тот день и не проконтролировали, что очень сложная метеорологическая обстановка. И вылетать в обычный тренировочный полет в этой ситуации не было никакой необходимости", - сообщил он на пресс-конференции в Москве.

В.Аксенов отметил, что 27 марта 1968 года в районе осуществления тренировочного полета была "очень сложная метеорологическая обстановка". "Нижний край облаков был на высоте 600 метров, а верхний край почти сплошной облачности - на высоте четырех километров", - пояснил он. По его словам, Ю.Гагарин и В.Серегин должны были выполнить фигуры высшего пилотажа. "Они могли залететь в этот большой и сплошной слой облачности, который можно проходить только при устойчивой работе приборов, определяющих положение самолета. Без приборов в облачность залетать нельзя. Там летчик беспомощен", - сказал космонавт. В.Аксенов подчеркнул, что при прохождении облачности может возникнуть ситуация, которая "дает летчику иллюзионное представление о положении самолета". "И самолет затягивается в спираль или штопор. После прохождения облачности летчик может по видимому горизонту вывести его из этого положения. Но у них высота была всего 600 метров. Им просто не хватило высоты", - отметил он. По его словам, вины Ю.Гагарина в этом "совершенно нет". "Он был обучаемым. У него контролирующим и оценивающим был командир полка В.Серегин", - сказал космонавт.

Кроме того, были сопутствующие факторы, которые могли привести к катастрофе. "Они полетели на самолете, который относился к первому поколению наших самолетов-истребителей. Все эти самолеты сразу после трагедии были заменены на более современные реактивные самолеты Л-29", - пояснил В.Аксенов. "Им не нужно было летать в этот день. Но не они принимали решение. Здесь можно говорить о какой-то частичной вине В.Серегина. Он мог как командир отказаться от полета, но есть полетная программа, и они решили ее выполнять", - отметил он.

По словам в.Аксенова, в деле о гибели Ю.Гагарина и В.Серегина не должно быть грифа секретности. "Все, что возможно, уже исследовано. Но обозначать недостатки в организации полетов или вину летчиков, в первую очередь В.Серегина, это не принято в авиационной среде. Это самое последнее, что можно написать, когда вина летчиков полная и доказанная", - пояснил космонавт. Он считает, что задачи иметь официальную государственную версию гибели Ю.Гагарина и В.Серегина - нет. "Люди погибли. Они все сделали для того, чтобы выжить и сработать в этой ситуации. Ну и что? Кому это (официальная версия. - "ИФ-АВН") нужно?" - добавил В.Аксенов.

Мнение второe

Открытие историкам и исследователям доступа к засекреченным документам, касающимся расследования гибели первого космонавта Земли Юрий Гагарина, прекратит спекуляции о причинах трагедии, считает авиационный инженер, историк авиации, автор книг по авиационной тематике Николай Якубович. По мнению эксперта, гибель Ю.Гагарина вызвало трагическое стечение обстоятельств, а не техническая неисправность самолета, о которой сообщила иностранная пресса.

"Я считаю, что здесь, скорее всего, произошло совпадение ряда факторов, которые привели к этому печальному результату, и, в частности, плохая погода, сложные метеоусловия. Скорее всего, технических неполадок не было. Я не верю, что это могло быть связано с разгерметизацией кабины", - сказал он.

В британской прессе в январе 2010 г. была опубликована очередная версия гибели Гагарина и Серегина. В публикациях высказывалось предположение, что из-за незакрытого вентиляционного крана произошла разгерметизация кабины самолета. Следуя инструкциям, летчики начали резкое снижение, но, неверно оценив ситуацию, ввели самолет в крутое пике и оба потеряли сознание. После этого самолет разбился о землю.

Н.Якубович считает, что опыт Отечественной войны и войны в Корее свидетельствует о том, что летчики, выполнявшие подобные пикирования с высокими скоростями, даже находясь в самолетах с негерметичными кабинами, не теряли сознание и контроль над самолетом. "Поэтому эта версия требует серьезных доказательств, и, по большому счету, не мешало бы услышать мнение специалистов в области авиационно-космической медицины", - сказал он. По мнению эксперта, Гагарин и Серегин попали в многоярусную облачность и потеряли пространственную ориентацию. "А самолет-то старый, поэтому, скорее всего, эта трагедия - дело случая. Если бы там не было Гагарина, то и никто бы сейчас об этом не вспомнил", - считает Якубович. Он отметил, что потеря ориентации в пространстве летчиков истребителей МиГ-15 и МиГ-17 во время сильной облачности были нередки и часто заканчивались трагедией. "Но, судя по тому, что случаи эти не прекратились, то ни военные, ни министерство авиационной промышленности никаких мер не приняли", - отметил собеседник агентства. Он также опроверг высказывающуюся рядом специалистов версию, что самолет с Гагариным мог попасть в вихревой след от другого самолета, из-за чего перевернулся и стал падать. "Это, по-моему, несерьезно. Эту версию уже давно опровергли. И специалисты НИИ ВВС об этом очень много говорили. Потому что опыты попадания самолета в путный след, скажем, проводились неоднократно, но не приводили к опрокидыванию самолета", - сказал он.

Мнение третье

Тайну гибели первого космонавта Земли Юрия Гагарина точно установить невозможно, считает участник летной подкомиссии, расследовавшей гибель космонавта, главный научный сотрудник ЛИИ им. Громова, доктор технических наук Арсений Миронов. "Официальной версии трагедии, как вы знаете, нет. Правительственная комиссия по итогам расследования никакого решения не приняла", - заявил А.Миронов "Интерфаксу-АВН". В то же время он считает, что оснований для проведения нового расследования гибели Гагарина также не имеется, так как никаких новых данных о причинах катастрофы получить уже не удастся. Единственный выход - обнародовать результаты работы правительственной комиссии.

По словам А.Миронова, к катастрофе, скорее всего, привела комбинация факторов, каждый из которых по отдельности представлял угрозу полету. "В ходе расследования было установлено по крайней мере девять отступлений от наставления по производству полетов, каждое из которых могло стать причиной трагедии", - сказал А.Миронов. Известно, в частности, что полет осуществлялся в сложных метеоусловиях, когда над аэродромом была густая облачность. Кроме того, на аэродроме в тот день не работал радиолокационный высотомер, поэтому диспетчеры на земле не могли контролировать местоположение самолетов в зоне ответственности по высоте. Был выявлен и ряд других нарушений порядка обеспечения полетов, сказал А.Миронов.

Собеседник агентства считает, что до тех пор, пока не будет озвучена официальная версия гибели Гагарина, основанная на проведенном в 1968 году расследовании, количество слухов о трагедии будет расти.

Мнение четвертое

Обстоятельства катастрофы самолета МиГ-15УТИ, в которой 27 марта 1968 года погибли космонавт Юрий Гагарин и летчик Владимир Серегин, выяснены полностью, заявлял еще в 2008 г. журналистам представитель 13-го научно- исследовательского института ВВС полковник Александр Куруськин. "Никаких дополнительных расследований проводить не надо. Речь о вскрытии контейнеров, в которых находятся детали разбившегося самолета, не идет", - заявил А.Куруськин.

Представитель 13-го НИИ ВВС, который занимается расследованием летных происшествий, с военными самолетами, сообщил, что после катастрофы самолета МиГ-15УТИ "были получены все объективные данные, которые использовались в работе комиссии по расследованию причин, а также позже, когда поднимались спорные вопросы относительно катастрофы". "Этих данных достаточно", - сообщил эксперт.

Он напомнил, что по решению правительства СССР все детали самолета МиГ-15УТИ, собранные на месте катастрофы, были герметично упакованы в специальные контейнеры и хранятся в хранилище на территории 13-го НИИ. А.Куруськин также сообщил, что специалисты НИИ в составе госкомиссии участвовали в расследовании указанной катастрофы. "На основании проведенного расследования было сделано техническое заключение, которое приобщено к материалам расследования", - сказал он.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });