"Фукусима": почему авария стала катастрофой
Бывший заместитель главы Чернобыльской АЭС Александр Коваленко рассказывает о своем видении развития ситуации на "Фукусиме" и о том, что же именно привело к развитию ситуации по крайне негативному сценарию
Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU – Мы публикуем продолжение интервью корреспондента "Интерфакса" Вячеслава Терехова с бывшим заместителем директора Чернобыльской АЭС, начальником отдела информации и международных связей при Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Александром Коваленко. В тот момент, когда интервью было в процессе финальной подготовки, западные СМИ сообщили, что японские власти готовы пригласить "чернобыльцев" для помощи в ликвидации последствий аварии на "Фукусиме".
- Прошел уже почти месяц. Срок, достаточный для того, чтобы можно было сравнивать действия специалистов после Чернобыльской аварии и тех, кто работает по ликвидации аварии на "Фукусиме-1". Вы можете выделить главные отличия?
- Главное отличие "Фукусимы" от Чернобыля в том, что власти и атомщики Японии проигнорировали не только информационные, но и организационно - технические уроки Чернобыля. Они оказались, по моему мнению, неоправданно медлительными и, судя по всему, были не способны принимать решения в режиме реального времени. Я уверен, что вся территория в радиусе, как минимум 30 км от АЭС "Фукусима-1" долгое время, а, может, и навсегда будет не пригодна для проживания и хозяйственной деятельности. Кроме того, ситуация может усугубиться из-за проблем с охлаждением 4-го, 5-го, 6-го реакторов. Станцию придется закрыть, территорию долго и нудно дезактивировать, неся огромные материальные и человеческие затраты. Плюс ущерб здоровью многим поколениям ликвидаторов и жителей этого региона - как от заражения, так и от стресса, последствия которого при атомных авариях наносят вред зачастую больший, чем сама радиация.
Армения могла иметь свою "Фукусиму"
- И все-таки, хотя мы и сравниваем действия специалистов в Чернобыле и Фукусиме, то в Чернобыле был взрыв реактора, а события в японской провинции произошли в результате землетрясения…
- Могу открыть один секрет. Ситуация, аналогичная японской, возникала и в Советском Союзе, когда 7 декабря 1988 г. в 11 ч 41 мин в Армении произошло землетрясение силой около 8 баллов. Во время бедствия практически весь местный персонал покинул Армянскую АЭС. В связи с отсутствием оперативного и ремонтного персонала возникла угроза перегрева реактора. Для предотвращения аварии Совет Министров и Минатом СССР немедленно перебросили на Армянскую АЭС персонал с других АЭС, главным образом с Кольской станции. Прибывшие за несколько часов специалисты, восстановили подачу воды для охлаждения активной зоны, в том числе и при помощи пожарных машин. В течение короткого времени ситуация была стабилизирована, и аварию, в некотором роде подобную японской "Фукусиме", удалось предотвратить. В Японии же, если судить по опубликованным официальным сообщениям, после природной катастрофы сотрудники станции не сами, а по приказу руководства были эвакуированы от аварийных энергоблоков. Такое решение было "принято из-за нарастания давления внутри атомной силовой установки и повышения уровня радиации". То есть персонал станции следил за надвигающейся катастрофой с безопасного расстояния!!! В результате существенно упал уровень воды, что привело к нарастанию давления внутри реакторов и последующим взрывам и выбросам, а уровень радиации катастрофически поднялся. Работы по восстановлению электроснабжения с помощью мобильных силовых установок начались на первом и втором блоках только 14 марта, когда авария уже переросла в катастрофу!
- Означает ли это, что на японской АЭС не было плана действий в чрезвычайных ситуациях?
- Инструкции по действиям персонала АЭС "Фукусима-1" в чрезвычайных ситуациях, которые удалось раздобыть The Wall Street Journal, объясняют причины медленного реагирования властей и руководства TEPCO (управляющей АЭС компании – ИФ) на начальных этапах аварии. У компании-оператора фактически не было плана предотвращения разрушения инфраструктуры АЭС в случае развития ситуации по худшему сценарию. План оповещения об аварии не включал общенациональные аварийные службы и силы самообороны. Главным средством оповещения властей, в том числе министра ядерной энергетики и губернатора префектуры, при чрезвычайных ситуациях был факс. Сообщение предписывалось отправить "в течение 15 минут", и лишь в отдельных случаях персоналу станции разрешалось звонить по телефону - чтобы подтвердить получение факса. Не было плана предотвращения разрушения АЭС в случае масштабной природной катастрофы.
Отмечу, что правительство до сих пор не объявило мобилизацию нескольких тысяч человек на ликвидацию аварии. Сегодня работает только несколько сотен человек - по 50 в четырех часовую смену. Этого явно недостаточно, особенно с учетом замены получивших предельную дозу, а также необходимости передачи накопленного опыта и информации. Даже по поводу использования военных вертолетов, экипажи которых по определению призваны победить или погибнуть в случае национальной беды, шли долгие дискуссии.
В первые сутки после землетрясения и цунами, как теперь ясно, не было немедленных и решительных действий по подаче воды для охлаждения, пусть даже с помощью автономных переносных помп и пожарных автомобилей. И это при том, что мобильные военные генераторы или судовые энергетические установки могли быть расположены рядом с морем. Все это привело к тому, что Председатель совета директоров компании-оператора станции TEPCO Цунэхиса Кацумата аж через три недели признал неизбежное и очевидное: "Первые четыре реактора аварийной АЭС не подлежат восстановлению, а ситуация на них будет оставаться "нестабильной" в течение ближайшего времени. Он добавил, что эти четыре реактора еще не взяты под контроль, но специалисты "прикладывают максимальные усилия для того, чтобы окончательно остудить их".
"Колпаки" для "Фукусимы"
- В Чернобыле сразу после взрыва началось строительство так называемого "саркофага", который укрыл поврежденный реактор.
- И в Японии поврежденные реакторы планируется накрыть колпаками из специальной ткани. На мой взгляд, это бесполезно, так как ткань будет быстро разрушаться под воздействием высокой температуры. Уверен, что это просто попытка покрыть разрушенные энергоблоки для успокоения общественности. Эти "колпаки" должны предотвратить разлетание радиоактивных частиц. Речь идет о 1-м, 3-м и 4-м энергоблоках, здания которых были сильно повреждены в первые дни катастрофы, когда внутри периодически взрывался водород. Но главную угрозу представляет не только радиоактивная пыль, а главным образом зараженная вода, проникающая в океан и почву. Для сбора высокорадиоактивной воды, откачиваемой из турбинных залов и других помещений энергоблоков, планируется задействовать танкеры, которые причалят к пристани вблизи АЭС. А куда и к кому пойдут эти танкеры, и что будут делать с закачанной в них водой?
"Ландыш" поможет?
- В Японию из России отправился плавучий комплекс для переработки жидких радиоактивных отходов "Ландыш". Он поможет?
- С политической точки зрения, это эффектный жест с российской стороны, но практического смыла я в использовании этой установки в Японии не вижу.
- Почему?
- Данная система и ей подобные перерабатывают только низко- и среднеактивные жидкие радиоактивные отходы и не имеют законченного технологического цикла по отвердению остатка. В Японии же речь идет о высокоактивной воде. Кроме того, относительно среднеактивную воду уже начали откачивать прямо в океан. Всего, как сообщили японские СМИ, планируется спустить в океан 11,5 тыс. тонн воды, количество радиоактивных элементов в которой в 100 раз превышает установленную законом норму. Эта мера, как подчеркивают эксперты, нужна для последующей перекачки в освобожденный резервуар скопившейся в других помещениях и технических тоннелях АЭС воды с уровнем радиации свыше 1 тыс миллизивертов/час. Об этом заявил на пресс-конференции в Токио министр экономики, промышленности и торговли Японии Банри Каиэда.
В то же время в реальной ситуации на 5 апреля содержание радиоактивного йода-131 в воде, которая бесконтрольно выливается в Тихий океан со второго энергоблока аварийной АЭС "Фукусима-1", превышает предельную норму в 7,5 млн раз. Это показал анализ проб, о которых сообщили представители компании-оператора станции. Только 3 апреля, впервые со дня начала атомной катастрофы на АЭС "Фукусима-1", правительственные органы и компания TEPCO начали проводить с помощью вертолетов измерения радиоактивности воздуха в 20-километровой зоне отчуждения вокруг АЭС.
- Но уровень радиоактивности в воздухе и на земле может отличаться в сотни, и даже тысячи раз.
- Как сообщает телеканал NHK, уровень излучения в воздухе составляет 50 микрозивертов в час. Это означает, что на земле этот уровень действительно может быть в тысячи раз выше.
Нужно не рекомендовать, а принуждать
- В Чернобыле эвакуация населения из тридцатикилометровой зоны проводилась жестко, даже с помощью военных.
- Другого пути в данных случаях нет. В заявлении генерального секретаря японского правительства Юкио Эдано говорится, что даже сегодня эвакуация населения из 30 километровой зоны носит все еще не обязательный, а рекомендательный характер! Но тянуть с принудительной эвакуацией нельзя. По расчетам наших специалистов - "чернобыльцев", сделанных на основании информации TEPCO, накопленная эффективная доза облучения непосредственно на местности, за прошедшее время после аварии может составлять в радиусе 5 - 10 км от станции до 400 мЗв, в радиусе 10 - 20 км до 300 мЗв, в радиусе 20 - 30 км до 150 мЗв".
Представитель МАГАТЭ Денис Флори заявил, что "агентство озабочено высоким уровнем радиационного фона в одной из деревень на расстоянии 40 километров от станции", а по мнению многих экспертов, масштаб аварии достиг 7-го уровня, то есть чернобыльских масштабов.
Для понимания опасности грозящей оставшимся в своих домах, а таких по сообщениям японских СМИ все еще 140 тысяч человек, скажу, что:
50 миллизивертов - это годовая предельно допустимая доза облучения операторов на атомных объектах в "мирное время".
250 миллизивертов - это предельно допустимая аварийная доза облучения для профессионалов-ликвидаторов. После получения такой дозы человеку, как правило, необходимо лечиться. Он уже никогда не должен быть допущен для работы на АЭС или других радиационно-опасных объектах.
300 мЗв - уровень вызывающий признаки лучевой болезни.
4000 мЗв - это лучевая болезнь с вероятностью летального исхода, т. е. смерти.
6000 мЗв - гибель облученного в течение нескольких дней.
Стоить отметить, что 1000 микрозивертов составляет 1 миллизиверт в час.
На "Фукусиме" после землетрясения и цунами, с моей точки зрения, никакой техногенной катастрофы с реакторами не было. К ней, как и в Чернобыле, привел человеческий фактор. На мой взгляд, именно растерянность и бездействие руководства компании-оператора станции довели аварию средней тяжести до настоящей катастрофы. Видимо и они хотели как лучше… Как и почему это случилось, раскроет время.
Эпилог: ТЕРСО приглашает чернобыльцев
В какой степени выводы нашего собеседника оправданы, действительно, покажет только время. Но время - понятие относительное.
О событиях на армянской атомной станции общественность не знает до сих пор практически ничего.
О событиях на Чернобыльской АЭС и об их последствиях мы до сих пор не имеем точного представления.
Несмотря на высокую степень информированности о положении в районе Фукусимы, у специалистов, как видим, возникает немало вопросов. Интересно, сколько надо будет ждать ответы на них?
Наконец, когда готовился этот материал, пришло сообщение, что компания ТЕРСО приглашает чернобыльских ликвидаторов для борьбы с последствиями аварии на "Фукусиме". Согласно сообщению французский газеты L'Express, компания обещает платить им по пять тысяч долларов в день. Такие деньги в России чернобыльцы получают за год.
Из последних новостных сводок: Уровень радиации, воздействию которой подвергаются рабочие на "Фукусиме-1", настолько высок, что его невозможно измерить, сообщила во вторник телекомпания NHK. Телекомпания ссылается на специалиста по мониторингу, по данным которого уровень радиации в энергоблоках с первого по третий настолько высок, что устройства мониторинга оказываются бесполезными. Высокий уровень радиации не позволяет войти внутрь зданий АЭС, но уже снаружи в некоторых местах уровень радиации превышает 100 мЗв. "Резервуары и потоки высокорадиоактивной зараженной воды обнаружены на протяжении всей станции. Это вызывает беспокойство за рабочих", - передает NHK.
В среду стало известно, что компания ТЕРСО планирует сегодня начать закачку в помещение первого энергоблока азот. Как сообщают иностранные агентства, специалисты компании намерены провести эту операцию с тем, чтобы вытеснить кислород, который при смешивании с водородом образует взрывчатую газовую смесь. Тем самым, по мнению специалистов этой компании, можно избежать возможности нового взрыва в помещении электростанции.
Наш корреспондент Вячеслав Терехов попросил прокомментировать это сообщение бывшего заместителя генерального директора Чернобыльской АЭС Александра Коваленко.
- Аналогичные скоропалительные действия предпринимались и в Чернобыле. Правда там эта идея пришла в голову значительно быстрее - уже через пять дней после аварии. По предложению академика Валерия Легасова в помещения под реактором лили жидкий азот, что привело к эффекту "печки" и значительно усилило выбросы, которые существенно загрязнили некоторые районы Белоруссии. Закачка азота была начата 5 мая 1986 г. Впоследствии сам академик признал, что этого делать было нельзя. "Очень быстро стало ясно, писал он в своих мемуарах, "очень быстро стало ясно, что это мое предложение было глупым и подача жидкого азота была немедленно прекращена".
- Судя по тем же сообщениям, компания намерена не охлаждать реактор азотом, а закачивать его для вытеснения кислорода и уменьшения вероятности детонации водорода.
- Идея разумная, но трудно осуществимая, так как необходимо подавать не жидкий азот, а азот нагретый до температуры сопоставимой с температурой активной зоны реактора. Как это можно осуществить на практике не понятно. В противном случае эффект печки неизбежен, так как холодный газ выдует из реактора радиоактивную грязь и разнесет ее на сотни километров.
Еще более опасно подавать жидкий азот, так как в момент закипания, литр жидкого азота при испарении даст 700 литров газа - это все вылетит из реактора поднимая и унося с собой радиоактивную пыль, как это и было в Чернобыле. Кроме того, азот не прекратит поступление в реактор кислорода, и при работе в сверхвысоких радиационных полях потребуются неимоверные усилия для нейтрализации положения.