Как Мельниченко Кучму подслушивал
Экс-майор Николай Мельниченко поведал миру о том, как в нем родилась решимость сделать публичным достоянием приватные беседы бывшего президента Леонида Кучмы
Киев. 5 апреля. INTERFAX.RU – Неприязнь Леонида Кучмы к бывшему офицеру управления Государственной охраны Украины Николаю Мельниченко, вероятно, усилится после откровений отставного майора о том, как он добывал компромат на экс-президента. Если верить Мельниченко, решение установить записывающее устройство в кабинете Кучмы созрело у него после многочасового сидения в президентском шкафу, из которого подслушать много интересного.
В интервью газете "Известия в Украине", опубликованном во вторник, Мельниченко рассказал: "Я отвечал за охрану Кучмы. У Леонида Даниловича был в кабинете шкаф, где мог спрятаться человек и убить президента. Меня игнорировали все, кому я про это говорил. Однажды я решил проверить и сам спрятался в этом шкафу. Это был просто эксперимент. Но я не успел выбраться - неожиданно в кабинет вошел Кучма. Выходить при нем я побоялся и несколько часов простоял в шкафу. За это время я услышал такое!" По словам Мельниченко, в тот день, когда он находился в шкафу, разговор шел об избирательной компании Кучмы. "Я убедился, что Леонид Данилович, мягко говоря, не святой человек. Когда он клялся на Евангелии служить Украине, он цинично врал. Я это все видел и кипел. Я не знал, что делать. Я стал плохо спать. У меня была депрессия. Думал, может, пристрелить его... Но решил, что тогда он станет мучеником. У меня был выбор: уволиться или закрыть на все глаза и остаться при "кормушке". Тогда я решил записывать Леонида Даниловича. И вы даже не представляете, как это было страшно", - заявил экс-охранник.
На ремарку журналиста, бравшего интервью, о том, что сложно поверить в историю со шкафом, когда охранника в течение нескольких часов никто не заметил в шкафу, Мельниченко заявил, что "часто доказывал экспериментально" слабость организации охраны у главы государства. "Когда-то, задолго до истории со шкафом, я поехал в Крым - смотреть, как организована охрана Леонида Даниловича. Там все было серьезно. Несколько колец охраны. Я посмотрел планы. Вижу: за забором котельная, которую никто не охраняет. А от нее в дом идет теплотрасса. Я туда полез, а там проходной двор. Можно было легко попасть в дом, где находился Кучма, минуя сигнализацию, три рубежа охраны. Я доложил об этом, но меня проигнорировали. Тогда я позвал Женю (начальник охраны экс-президента Украины Леонида Кучмы Евгений Астафьев - "Известия в Украине"), и мы организовали покушение на Кучму. Условно, конечно", - сообщил экс-майор. "Открыли люк и беспрепятственно прошли в дом. Так я показал уязвимое место. Тоже произошло и со шкафом. Я туда на свою голову залез", - утверждает Мельниченко.
Как известно, "пленки Мельниченко" признаны вещественным доказательством в деле по обвинению Кучмы в превышении власти и служебных полномочий, которые привели впоследствии к убийству в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе. Дело в настоящее время расследует Генпрокуратура Украины.
По замечанию одного из украинских экспертов, привычка тайно записывать Кучму превратилась у Мельниченко в своего рода маниакальную страсть. Дело в том, что газета "Сегодня", ссылаясь на информацию одного из адвокатов экс-президента, пишет, что вчера Мельниченко пытался скрыто сделать видеозапись очной ставки с Кучмой в Генеральной прокуратуре. "Я обратил внимание на застывшую на уровне груди левую руку Николая, где был массивный хронометр, направленный в нашу сторону, а циферблат показывал 11.14.10, то есть, время, когда Николай вошел в кабинет следователя. Другими словами, часы уже стояли, и мы заподозрили, что у них совсем другие функции, обратив на это обстоятельство внимание следователя", - рассказал изданию Виктор Петруненко. После этого в очной ставке был перерыв, после которого, по словам Петруненко, экс-майор явился в кабинет уже без хронометра.
По словам другого адвоката Кучмы - Михаила Кисилевича, после перерыва руки Н.Мельниченко держал под столом, на коленях, прикрыв плащом. "До перерыва Мельниченко явно вел запись очной ставки, в чем можно убедиться, просматривая видео, которое велось официально, - утверждает защитник. - Нам же фиксировать запись не разрешили. Мы сделали официальное заявление о недопустимости таких действий". На телефонный звонок из редакции "Сегодня" Мельниченко отшутился: "Может, в моих часах еще и огнестрельное оружие вмонтировано? И сами они изготовлены по технологии "стелс"?". Но потом уже серьезно добавил, что по всем вопросам представителям Леонида Кучмы надо обращаться в Генпрокуратуру.
Вчера вечером после очной ставки Мельниченко сказал журналистам, что Кучма поблагодарил его за сказанное во время очной ставки. "Он даже меня поблагодарил. Сказал мне "спасибо". Откровенно сказал, что очень много информации он не знал. Я думаю, что окружение от него скрывало и адвокаты. Так что для него это было открытием", - заявил Мельниченко. Мельниченко полагает, что Кучма был готов к проведению очной ставки с ним, поскольку у него было время морально подготовиться. "Состоялась конструктивная очная ставка", - отметил майор. "К большому сожалению, из-за того, что Леонид Данилович не понимает по-украински, он пожелал, чтобы общение было на русском. И все процессуальные действия проводились на русском", - рассказал Мельниченко.
Многие наблюдатели скептически воспринимают эпопею со "шкафом Кучмы", доверяя утверждениям экс-президента о том, что Мельниченко отнюдь не был охранником из ближнего круга и работал на подхвате. Кучма говорит, что никогда в глаза не видел Мельниченко в то время, когда тот работал в управлении Государственной охраны Украины. "Я Мельниченко не видел вообще никогда. Он где-то там в пятом ряду, может быть, ходил сзади. Я потом по фотографии увидел - да, вроде, где-то там и мелькал", - сказал ранее Кучма.
Обозреватель Владимир Шишлин