Насколько вреден московский воздух
В столице устанавливают новые станции для отслеживания атмосферных загрязнений, которые будут "простреливать" воздух ультрафиолетовыми лучами
Москва. 20 июня. INTERFAX.RU - В Москве - городе, состояние воздуха которого далеко от идеального, - за концентрацией вредных веществ в атмосфере ежедневно следят более 30 станций мониторинга. На днях столичные власти открыли еще одну, более современную. Она расположена на Гагаринской площади и будет измерять уровень загрязнения на пересечении Ленинского проспекта и Третьего транспортного кольца.
Новая станция оснащена оборудованием, которое позволяет исследовать состояние воздуха по большему количеству показателей, чем другие станции. Например, ее оборудование регистрирует органические вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, такие как бензол, фенол, формальдегид. Как рассказали "Интерфаксу" в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, на станции имеется газоанализатор, который "простреливает" магистраль ультрафиолетовым лучом и по ослаблению сигнала моментально вычисляет концентрацию находящейся в воздухе грязи.
Установка на Гагаринской площади стала третьей по счету из девяти станций, которые будут располагаться вдоль Третьего транспортного кольца. Как сообщила interfax.ru специалист "Мосэкомониторинга" Елена Лезина, они входят в отдельную подсистему, создающуюся для контроля воздуха в жилых кварталах, вблизи которых проходит магистраль. Ранее две подобные станции были установлены в районе Кутузовского проспекта. В ближайших планах городских властей открытие пункта мониторинга в Хамовниках.
В Москве, как и в любом другом мегаполисе, воздух по определению не может быть чистым. Основными источниками загрязнения являются выхлопы автотранспорта, выбросы промышленных предприятий и объектов теплоэнергетики. Причем более 83% вредных веществ, поступающих в атмосферу, приходится именно на долю автомобилей. В последние годы столичное правительство принимает особые меры, чтобы улучшить ситуацию в городе, в частности ограничивает движение автотранспорта, не соответствующего европейским экологическим стандартам. Эксперты уже отмечают результаты этой работы. По словам Лезиной, данные мониторинга показывают некоторое снижение концентрации органических веществ из выхлопных газов.
И все же специалисты "Мосэкомониторинга" ежедневно отмечают повышенную концентрацию вредных веществ в местах скопления автотранспорта – на крупных трассах и в центре города. Периоды наиболее сильного загрязнения напрямую зависят от времени суток и климатических условий. Обычно при нормальной погоде наблюдаются два пика – с 7 до 11 часов утра и в 9-10 часов вечера. Повышению концентрации вредных веществ способствует также тихая, жаркая и сухая погода. А вот сильный ветер и дождь, наоборот, несколько очищают атмосферу.
Одним из наиболее опасных веществ, концентрация которого повышена в Москве, является диоксид азота. По словам Лезиной, на данный момент показатель его содержания в воздухе рядом с крупными трассами превышает среднегодовые нормы, а в жилых районах приближается к ним. Диоксид азота вырабатывается при сгорании автомобильного топлива во время форсажа. Как рассказала Interfax.ru ведущий научный сотрудник НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина Лидия Тепикина, он опасен тем, что при попадании в организм затрудняет доставку кислорода к тканям. В результате человек может ощущать ухудшение самочувствия.
Другой важной проблемой является содержание в московском воздухе взвешенных частиц. Эти твердые элементы попадают в атмосферу из газообразных отходов производств, выхлопов дизельного транспорта. К ним также относится пыль со строительных площадок и не засаженных участков почвы. Главный пульмонолог Москвы Андрей Белевский рассказал interfax.ru, что взвешенные частицы при вдыхании легко проникают во все отделы легких и, как сажа, оседают там, нанося вред здоровью при любых концентрациях.
/Дарья Карпенко, Интерфакс/