Медведев и Путин: два ответа на один вопрос

Президент и премьер-министр по-разному ответили на ливийский вопрос. Политологи, оценивая расхождения, уверены, что на прочность действующего союза они не повлияют

Медведев и Путин: два ответа на один вопрос
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 21 марта. INTERFAX.RU - Президент России Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин в понедельник дали различные оценки событиям, происходящим вокруг Ливии, что вызвало оживленные отклики со стороны российских и зарубежных политиков и политологов.

"Призыв к крестовому походу"

Путин в ходе общения с рабочими Воткинского завода в понедельник назвал резолюцию СБ ООН по Ливии неполноценной. "Эта резолюция Совета безопасности, безусловно, является неполноценной и ущербной", - заявил он. По его словам, если посмотреть, что там написано, то "сразу станет ясно, что она разрешает всем предпринимать все, любые действия в отношении суверенного государства". "И вообще, это мне напоминает средневековый призыв к крестовому походу, когда кто-то призывал кого-то идти в определенное место и чего-то освобождать", - сказал Путин.

Он отметил, что, хотя правительство РФ и не занимается внешнеполитическими вопросами, личное мнение по поводу происходящих в Ливии событий у него есть.

Такие выражения ведут к столкновению цивилизации

Позднее в тот же день президент России Медведев заявил, что необходимо быть "максимально аккуратными в заявлениях, которые характеризуют события в Ливии". "Ни в коем случае недопустимо использовать выражения, которые по сути ведут к столкновению цивилизаций. Типа "крестовых походов" и так далее. Это неприемлемо. В противном случае все может закончиться гораздо хуже, чем даже происходит. Об этом должны помнить все", - заявил президент РФ журналистам в Горках.

Он также не считает резолюцию Совета безопасности 1973 неправильной и призывает к недопущению расползания конфликта по территории Африки. "Я считаю, что эта резолюция в целом отражает и наше понимание происходящего в Ливии, но не во всем, поэтому мы своим правом вето не воспользовались, и, как вы понимаете, у нас был квалифицированный отказ от ветирования, исходя из вполне понятных последствий. Было бы неправильно говорить, "что мы не представляли, что делать", - сказал президент.

Разногласия или дипломатия?

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский заявил, что критическая оценка президентом высказываний премьера по ситуации вокруг Ливии является напоминанием о необходимости соблюдать лояльность в рамках правящего тандема. "Высказывания Путина вызвали резкий ответ Медведева, который надо интерпретировать, как напоминание о норме необходимой лояльности для участников тандема, которые не могут вести конкурентные предвыборные кампании", - заявил Павловский в понедельник "Интерфаксу". По его мнению, "своим заявлением Путин создал повод для людей, которые ищут раскола в тандеме". "Он невольно послал противоречивый сигнал тем, кто ищет возможности объединиться против Медведева и его политики. Такой сигнал стал ошибкой премьера, и за это, действительно, схватились не только противники Медведева, но и противники Путина, все те, кто хочет расколоть тандем, дестабилизировать всю ситуацию", - убежден политолог.

Политолог опасается возникновения ситуации, которая может выйти из-под контроля тандема. "Путин не может не понимать, что может начаться формирование разных платформ, и дирижировать этим процессом будет уже не Путин или Медведев, а популистские протестные настроения масс. Если премьер к этому готов, то он может двигаться в этом направлении. Но полагаю, что он этого не хочет", - отмечает эксперт.

Вместе с тем Павловский отверг попытки представить высказывания президента и премьера как разногласия внутри тандема. "Если вопрос стоит так, есть ли у Путина позиция по альтернативной политической концепции, то, можно сказать, что определенно, такой концепции нет. Все, что он делал во время своего президентства, делается и в рамках внешнеполитических приоритетов Медведева", - сказал политолог.

Между тем сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман считает, что различные оценки происходящего в Ливии со стороны Путина и Медведева могут свидетельствовать о личном противостоянии. "Мне кажется, что это очевидное личное противостояние ", - сказал Гозман. При этом, по его мнению, эту ситуацию надо рассматривать более широко. "Совершенно очевидно, что президент и премьер во многом символизируют различные части российской элиты, которые расходятся не только в международных подходах, но и по экономическим, социальным и другим вопросам", - отметил сопредседатель "Правого дела".

В свою очередь декан факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Марк Урнов считает прозвучавшие заявления Путина и Медведева "признаком давно идущего раскола в тандеме". "Разная терминология, разные подходы, в том числе в поиске союзников. Для Медведева союзник - Запад, для Путина Запад - нечто настораживающее", - сказал он "Интерфаксу".

Со своей стороны член научного совета Московского Карнеги-центра Андрей Рябов заявил, что "не стал бы оценивать заявление президента как некую форму скрытого или открытого соперничества между двумя центрами российской власти ". "Жесткие определения, которые премьер дал политике западных государств, были направлены на более позитивное восприятие России в странах третьего мира", - сказал политолог. По его мнению, "заявление президента могло быть попыткой успокоить западных партнеров". "США и ЕС часто упрекают Россию, что ей трудно доверять, она часто обещает одно, а потом переходит на другие позиции. Возможно, такое мнение сложилось в западных столицах после заявление премьер-министра. Возможно, заявление президента стало попыткой отыграть ситуацию назад, пусть даже на таком символическом уровне", - сказал Рябов.

Между тем первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (фракция КПРФ) считает, что оценка Путиным резолюции Совбеза ООН по Ливии адресована вниманию западных держав. Калашников в беседе с журналистами отметил, что ему понятно, почему такие оценки премьер дал во время посещения Воткинского завода. "Этот завод выпускает наши стратегические ракеты, и именно поэтому характеристика, данная Путиным резолюции Совбеза ООН по Ливии, адресована, по моему мнению, не столько рабочим этого оборонного предприятия, сколько западным державам", - предположил депутат.

Подобное случалось и в прошлом

Ливийский вопрос стал не первым случаем, когда за высказываниями премьера следовала реакция президента, которую в политической элите рассматривали как признаки различия в подходах к тем или иным проблемам.

В частности, в декабре прошлого года премьер РФ Путин заявил, что вина экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского доказана, и он должен сидеть в тюрьме. "Я, как известный персонаж Владимира Высоцкого, считаю, что вор должен сидеть в тюрьме, а в соответствие с решением суда Ходорковскому вменяется в вину хищение, достаточно солидное. Речь идет об уплате налогов и мошенничестве, и счет идет там на миллиарды рублей", - сказал он, отвечая на вопросы россиян в прямом телерадиоэфире 16 декабря. Эти высказывания премьера прозвучали еще до вердикта Хамовнического суда по уголовному делу в отношении Ходорковского. Вместе с тем позднее в тот же день, отвечая на вопросы журналистов, Путин сказал, что имел в виду "прежнее решение суда".

Между тем 24 декабря президент РФ Медведев, отвечая на вопрос о его отношении к делу М.Ходорковского, заявил, что никто из государственных чиновников не имеет права высказываться по какому-либо уголовному делу до вынесения приговора. "Как президент я думаю следующее: ни президент, ни любое иное должностное лицо, состоящее на государственной службе, не имеет права высказывать свою позицию по этому делу (делу Ходорковского - ИФ), или по какому-то другому делу до момента вынесения приговора", - сказал Медведев в интервью руководителям трех ведущих телеканалов.

Чуть больше месяца спустя, 3 февраля, Путин заявил, что следствию удалось раскрыть теракт, совершенный в аэропорте "Домодедово" 24 января. "Идет следствие, люди работают, работают результативно", - заявил глава кабинета министров на встрече с журналистами Первого канала. На уточняющий вопрос, есть ли уже какие-то зацепки, премьер ответил: "Не зацепки, можно считать, что дело в целом раскрыто".

В тот же день президент России Медведев подверг критике должностных лиц, сообщающих о раскрытии теракта в московском аэропорту "Домодедово". "Считаю абсолютно недопустимым, когда еще до проведения всех следственных процедур, подготовке обвинительного заключения, отправке его в суд, вынесения приговора и до вступления его в силу кто-либо объявляет о раскрытии преступления, тем более такого тяжкого", - заявил глава государства на встрече с директором ФСБ Александром Бортниковым и главой Следственного комитета Александром Бастрыкиным. "Вы мне докладывали, что есть продвижение в расследовании, это хорошо, но ни представители прокуратуры, Следственного комитета, ни другие должностные лица не имеют права объявлять о раскрытии преступления", - подчеркнул Медведев.

Союз сохранится

Приведенные высказывания президента и премьера давали экспертам и политикам повод для различных предположений по поводу их подходов к тем или иным общественным и политическим вопросам.

Однако, как заметил в понедельник политолог Павловский, комментировавший высказывания президента и премьера по Ливии, "до сих пор они очень умело играли в четыре руки. Было бы жаль потерять это умение дальше". "Но этот союз сохранится", - считает эксперт.

Новости

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });