Пришло время собирать камни?!
На президиуме Госсовета РФ вновь обсуждался один из самых болезненных вопросов для наших граждан – состояние тарифов на электроэнергию. Корреспондент "Интерфакса" Вячеслав Терехов делится своими впечатлениями и наблюдениями
Москва. 15 марта. INTERFAX.RU - В Хакасии на территории Саяно-Шушенской ГЭС на прошлой неделе состоялось заседание президиума Госсовета РФ. На нем рассматривался вопрос развития электроэнергетики, а также состояние тарифов на этот вид энергии. Наш корреспондент В.Терехов, присутствовавший на заседании, делится своими наблюдениями по некоторым поднимавшимся на заседании проблемам.
Новое - это хорошо забытое старое.
Есть такая поговорка: новое - это хорошо забытое старое. Я вспомнил ее во время работы президиума, когда познакомился с повесткой дня, вернее, с тем, как она официально названа. Напомню: "О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса".
Вернемся ненадолго ко временам, когда был ЦК КПСС. Большинство людей, по крайней мере среднего возраста, не забыли публикуемые в газете "Правда" постановления ЦК КПСС и правительства. Они, как правило, предполагали "дальнейшее развитие, расширение", а далее шло название отрасли, которую нужно было еще больше развивать, расширять и так далее… Вывод же, который люди делали сразу по прочтении только названия постановления, всегда сводился к тому, что именно эта отрасль и терпит полный провал. Примета у народа была такая! И кто внимательно читал тот документ, понимал, что примета всегда подтверждалась.
А теперь опять о работе нашего высокого форума. Судя по объявленной повестке дня, электроэнергетический комплекс функционирует устойчиво, надо лишь повысить, извините за тавтологию, эту устойчивость. Но так ли это?
Слушая выступления и самого президента страны Дмитрия Медведева, и участников заседания, впечатления складываются совсем не радостные. Главной проблемой, на которую обратил внимание в своем вступительном слове президент, оказалась действительно "устойчивость", только не функционирования комплекса, а роста тарифов. Не буду повторять цифры, которые звучали в докладе. Отмечу лишь вывод президента, что если эта тенденция сохранится, то "к 2014 году цена на электроэнергию в России будет выше, чем в США, Финляндии и ряде других стран". Естественно, что доходы наших граждан, вежливо говоря, в таком же темпе расти не будут, хотя об этом президент ничего не сказал, но это всем ясно.
После своего вступительного слова и основного доклада рабочей группы президент пригласил присутствующих высказываться. Однако в зале стояла тишина. Судя по выражению лица председательствующего, он был обескуражен этим молчанием, даже спросил: "Ну что, никто не хочет говорить? У всех все хорошо, и пусть тарифы растут и дальше?"
А молчание, по-моему, объяснялось просто. Участники заседания не сразу смогли сориентироваться, что их главной задачей, по сути, является не развитие электроэнергетического комплекса, а выяснение причин, приводящих к постоянному росту тарифов за электроэнергию.
Справедливости ради надо отметить, что проблема роста тарифов обсуждалась не по одному разу в году, но заканчивались эти обсуждения всегда одним: административным велением сдержать цены. На какое-то время после этого они стабилизировались, но потом вновь с не меньшей скоростью "устойчиво" лезли вверх. Объясняется это, скорее всего, одним фактором: никто не хотел трогать "священную корову", коей является реформа РАО "ЕЭС". А если еще точнее, то никто не хотел подвергнуть критике раздробление некогда единой энергетической системы страны.
О том, что этот шаг далеко не везде принес пользу, говорит хотя бы тот факт, что причина почти повсеместного роста тарифов кроется в самих регионах. Вице-премьер Игорь Сечин в своем выступлении отметил, что федеральный фактор только на 40% влияет на повышение цены за электроэнергию, а остальные 60% приходятся на регионы. Именно распределительные сети в субъектах Федерации (заметим, что в качестве самостоятельного игрока на энергорынке они появились в результате реформы РАО "ЕЭС") получили возможность самостоятельно устанавливать тарифы. И, судя по имеющимся фактам, плата за электричество устанавливается бесконтрольно и определяется отнюдь не только объективными причинами. И это притом, что существуют различные энергокомиссии в регионах, ФАС в стране и даже такой орган с громким названием, как Наблюдательный Совет Некоммерческого Партнерства "Совет рынка"!
Уровень тарифов в регионах различается в два-три, а то и более раз. Сравним: один киловатт час в Иркутской области стоит немногим более рубля, в ряде областей Центральной России - от двух до трех, а в Курской области - аж 6,5 рублей за киловатт час.
Что касается цены за электричество в Курске, то, как объяснили на президиуме, в регионе пятилетнюю программу инвестиций сжали до одного года, за что и заплатили потребители электричества. Естественно, возникает вопрос: а куда смотрели федеральные органы? Что, даже с использованием рыночных механизмов, нельзя было поправить местных чиновников? Кстати, именно в этой области чуть ли не каждый район имеет свою сетевую компанию! Таким образом, прибавьте еще в качестве причины повышения тарифов и зарплаты, а, может, и премиальные работникам этих компаний.
Президент в результате дал два месяца на то, чтобы разобраться в проблеме с сетевыми компаниями. Но я обратил внимание на другую его фразу. Она прозвучала почти в самом конце речи, хотя, как мне кажется, по сути, является самой важной: "Нужно переосмыслить результаты реформы именно с точки зрения потребителей и внести соответствующие коррективы". И невольно возник вопрос: неужели пришло время тронуть "священную корову"?
Так нужна или нет коррекция реформы?
Меня заинтересовал вопрос: а что думают об этом региональные руководители и тем более серьезные игроки электроэнергетического рынка? Благодаря отлично организованной работе пресс-центра журналистам выпала возможность (которая далеко не всегда появляется при проведении подобных форумов) поговорить с участниками заседания.
На вопрос, не надо ли вернуться, может быть, не полностью, но частично к восстановлению единой энергосистемы, ответы были неоднозначны.
Президент ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" Владимир Рашевский в беседе со мной попенял, что я предлагаю вернуться к старой системе. "Судя по Вашему вопросу, Вы предлагаете вернуться к старой системе. Этого делать нельзя ни в коем случае. Это и невозможно. И Вы ошибаетесь, если думаете, что возврат к единой системе приведет к более низким ценам и тарифам. Да, нам нужен процесс реформирования электроэнергетики, но необходимо иметь в виду, что здесь все его составляющие - и экономические, и технические - тесно взаимоувязаны. Надо с того положения, где мы сегодня находимся, двигаться вперед".
На вопрос, что означает "двигаться вперед", он пояснил: "Необходимо заниматься операционной эффективностью, вводить новые мощности". "Словом, профессионалы знают, что делать", - заключил мой собеседник.
Хотел я задать встречный вопрос: "А раньше что, профессионалы не знали? Или были непрофессионалы?"
Но все-таки и он вынужден был признать необходимость "определенных изменений в регулировании деятельности распределительных сетей". Правда, предупредил, что все изменения "нельзя делать в одну секунду".
А мнение председателя правления АО "РусГидро" Евгения Дода гораздо ближе к моему. Он сообщил, что совет директоров утвердил программу консолидации гидроактивов. Кроме того, есть поручение правительства о передаче "РусГидро" 40-процентного пакета акций "Иркутскэнерго" со стороны "ИнтерРАО" и о приобретении пакета акций Красноярской ГЭС компанией "РусГидро".
Но самой главной для меня фразой, подтверждающей необходимость приступить "к собиранию камней" была следующая: "Считаю, что центр управления гидроэнергетикой должен быть передан одной компании. Тогда логично будет и оптимизировать финансовые потоки!" Он подчеркнул, что имеет в виду ни поглощения кого-то кем-то, а поиск согласованных решений.
Я обратил внимание этого молодого и явно перспективного менеджера, что президиум Госсовета проходит на станции, которая носит имя бывшего советского министра Непорожнего, человека, который создал в свое время Единую энергосистему страны. Улыбнувшись, Евгений Дод сказал, что понимает мой намек. "Все это очень символично, что именно здесь проходит президиум Госсовета по развитию электроэнергетики. Философы, наверное, правы, - отметил он, - когда утверждают, что все развитие идет по спирали!"
Ряд губернаторов, с которыми мне удалось побеседовать, тоже придерживались точки зрения, что рассекать единую энергосистему так, как это сделали, было, мягко говоря, не совсем продуманно.
Один из собеседников (он просил не называть его имени) высказал мнение, что о причине, по которой было необходимо приступить к реформе РАО ЕЭС, знали только те, кто ее делал. И чтобы проводить коррекцию, надо очень четко понять подлинный смысл отказа от единой энергосистемы, выдержавшей испытание жизнью.
Резче всех высказал свою позицию президент Якутии Егор Борисов: "Да, энергосистему в немалой степени надо восстанавливать, но только делать это надо с умом".
Свою позицию он пояснил тем, что Дальний Восток всегда был локальной системой в сфере энергетики, но теперь появилась возможность объединить ее с центральной энергетической системой. В республике строится высоковольтная линия электропередачи для разработки в Западной Якутии месторождений нефти и газа. С вводом ее в строй появится возможность связать Южную Якутию с Иркутской Усть-Илимской ГЭС и соединить дальневосточную систему с центральной. На вопрос, что это даст, он сказал, что в республике "давно мечтают снизить тарифы на электричество, но пока нет соединения центральной и дальневосточной системы, мы в Якутии не сможем выйти даже на уровень среднероссийских тарифов: у нас они намного выше. А есть районы, где кратно выше, потому что там работают дизельные электростанции".
Эпилог
Время разбрасывать камни, время собирать их! Библейская истина. И подтверждалась она во все времена и у всех народов. Ничего не поделаешь, это жизнь. И развитие "по спирали" - тоже жизненный факт. Только вот на какой вопрос хочется получить ответ: понимают ли "специалисты" (о которых в интервью говорил В.Рашевский), что переосмысливать результаты реформы надо "с умом", как советует якутский лидер Е.Борисов.
Разбросали в свое время энергично: где-то "камушки" (то бишь часть энергосистемы) оказались на месте и приносят пользу, а где-то наступила пора их собирать.