Форс-мажор, которого не было

Можно ли назвать ситуацию в Египте форс-мажором? Некоторые российские туроператоры считают, что это именно так, и отказываются выплачивать клиентам компенсации за испорченный отпуск. Эксперты с ними не согласны и рекомендуют искать справедливости в суде

Форс-мажор, которого не было
Photostogo.com/Russian Look

Москва. 1 марта. FINMARKET.RU - Не все российские туроператоры готовы возвращать деньги своим клиентам, чей отдых в Египте закончился досрочно. Отказывая в компенсации, они называют ситуацию в североафриканской стране форс-мажором. Впрочем, эксперты отмечают, что в данном случае речи об обстоятельствах непреодолимой силы не идет. И рекомендуют обращаться в суд.

О том, в какой непростой ситуации оказались россияне, купившие тур в Египет, но из-за волнений оставшиеся дома, уже многое сказано. В большинстве своем туроператоры вносят полученную сумму средств на "депозит", которым несостоявшиеся туристы могут оплатить другой тур на любом направлении. "Живые" деньги предлагаются крайне редко.

"Мы просим туристов отнестись к этому с пониманием, - отмечает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. - Эти деньги операторы уже перечислили, а авиаперевозчики, и уж тем более египетские отели, не торопятся их возвращать". Оказавшимся в подобной ситуации россиянам она рекомендует подождать компенсации, а в крайнем случае обращаться в суд.

В не менее сложном положении оказались граждане, отдохнувшие в Египте частично и вернувшиеся на Родину раньше запланированного срока. Большинство туроператоров готовы компенсировать своим клиентам "наземную" часть стоимости потерянного отдыха, а за вычетом перелета это суммы подчас весьма скромные. Впрочем, даже на такие компенсации готовы далеко не все участники рынка.

"Мострэвел" отказался платить, назвав ситуацию в Египте форс-мажором и приравняв ее к таким стихийным бедствиям, как ураган Катрина. С Тунисом была точно такая же ситуация. Туристов вернули на несколько дней раньше. В качестве компенсации у вас постоянная 6% скидка на все туры", - сообщил представитель турагентства, отправившего нас в Шарм-эль-Шэйх в конце января. Поездка эта оказалась весьма непродолжительной - 7 дней из 15 оплаченных.

"Да, это действительно официальная позиция компании, - подтвердила юрист компании ТТМТ ("TUI Мострэвел") Дарья Бондаренко. - В соответствии с нашим договором в качестве случаев непреодолимой силы рассматриваются следующие обстоятельства: война и военные действия, восстание, мобилизация, забастовка на предприятиях, эпидемия, пожар, взрывы, дорожные происшествия и природные катастрофы, погодные явления (низкая температура, отсутствие снега, волнение на море и т.д.), акты органов власти, влияющие на исполнение обязательств и все другие события и обстоятельства, которые препятствуют осуществлению тура. В данном случае мы были именно вынуждены организовать более ранний вылет туристов, без каких-либо возвратов со стороны иностранных партнёров. В связи с этим мы не можем вернуть туристам денежные средства за неиспользованные услуги".

Действительно ли беспорядки в Египте сравнимы по уровню опасности для туриста с упомянутым смертоносным ураганом?

"Ситуацию в Египте безусловно нельзя назвать форс-мажором", - заверили на "горячей линии" Ростуризма. И порекомендовали решать проблемы в судебном порядке, заверив, что в данном случае шансы на благоприятный (для нас) исход дела весьма высоки.

Обратиться в суд посоветовала и И.Тюрина, по признанию которой "Мострэвел", не входящий в состав РСТ, является "сложной компанией".

Юристы агентства "Персона Грата" шансы на возврат стоимости неиспользованных дней отдыха также оценили как "достаточно высокие".

"В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" в случае возникновения в стране пребывания туриста обстоятельств, угрожающих его безопасности (например, цунами, беспорядки в Египте) как турист, так и турагент (туроператор) вправе потребовать изменения или расторжения договора. При этом при расторжении договора туристу должна быть возвращена часть цены туристского продукта пропорционально неиспользованным дням", - отмечает руководитель претензионно-искового отдела ЮА "Персона Грата" Александр Байбородин. По его словам, "поскольку закон достаточно категоричен в отношении турфирм в случае расторжения договора, более приемлемым вариантом является не расторжение, а изменение договора".

"Большинство российских туроператоров пошли по этому пути и предложили невылетевшим туристам совершить поездку в иные сроки - то есть изменить договор. По моему мнению, аналогичным образом должен поступить оператор и в данной ситуации", - отметил А.Байбородин. Он также добавил, что "о возврате полной стоимости тура речь вряд ли может идти, так как частью услуг туристы все-таки воспользовались".

Оператор "Мострэвел", принимая подобные решения, полагается, "вероятно, только на судебное решение в свою пользу", отметили на "горячей линии" "Ростуризма". "Мы вели с ними разъяснительную работу, но они решили сделать по-своему", - сказали там.

Обозреватель Елена Янкина

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });