Никто не допустит "бессовестного и бесстыдного ограбления" москвичей

Министр правительства Москвы Марина Оглоблина в ходе интернет-конференции ответила на вопросы, касающиеся изменений в жизни москвичей, связанных со сменой руководства столицы

Никто не допустит "бессовестного и бесстыдного ограбления" москвичей
Никто не допустит "бессовестного и бесстыдного ограбления" москвичей

Москва. 28 февраля. INTERFAX.RU - Глава департамента экономической политики и развития столицы Марина Оглоблина ответила в Интернете на вопросы, волнующие москвичей и журналистов. Конференция во всемирной паутине была организована "Интерфаксом" совместно со столичной мэрией.

- Марина Евгеньевна, по Москве пошли слухи, что новый мэр заморозил снос "хрущевок" и комплексный капитальный ремонт домов. Предусмотрено ли финансирование этих программ? (Сергей Ларионов, "Интерфакс")

- Как это часто бывает, слухи сильно преувеличены. Программа сноса ветхого и некомфортного жилья сейчас еще раз анализируется с точки зрения новой градостроительной политики. Де-юре эту программу никто не замораживал, официальных распоряжений о ее сворачивании нет. Более того, насколько мне известно, в правительстве Москвы есть консолидированное мнение, что такая программа нужна городу. И мэр столицы Сергей Собянин недавно вполне однозначно об этом высказался.

Что касается комплексного капитального ремонта, то в 2011 году город продолжит участвовать в его финансировании. Однако подходы к организации работ будут скорректированы в сторону расширения участия и полномочий объединений собственников жилья.

- Добрый день. Хотелось бы узнать о перспективах снижения налоговой нагрузки на бизнес. Планируется ли в 2011 году принять местные законы, которые существенно улучшат положение предпринимателей? (Ирина Голова, редактор по информации журнала "Расчет")

- Правительством Москвы оказывается большая поддержка малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Созданы условия для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента по 69 видам деятельности индивидуальными предпринимателями, привлекающими наемных работников численностью до 5 человек.

Снижена с 15 до 10% налоговая ставка по пяти наименее доходным видам экономической деятельности для определенных категорий организаций и индивидуальных предпринимателей.

Освобождены от налога на имущество технопарки и бизнес-инкубаторы. В том числе не облагается налогом имущество, сдаваемое в аренду организациям малого и среднего бизнеса.

Резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" освобождены от уплаты транспортного налога. Для них установлена пониженная ставка налога на прибыль 13,5%, как и для организаций, осуществляющих на территории города производство легковых автомобилей.

Предоставлена льгота по налогу на имущество организациям, осуществляющим на территории Москвы производство легковых автомобилей, а также организациям, сдающим им в аренду имущество.

Кроме того, министерством финансов России подготовлен проект федерального закона, которым предусматривается дополнить Налоговый кодекс РФ главой "Патентная система налогообложения". Срок ее введения предусматривается установить с 1 января 2012 года.

В случае принятия закона, будут внесены необходимые изменения в законодательство Москвы, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.

- По Вашим прогнозам, каков будет уровень инфляции в Москве за 2011 год? Какие факторы ключевым образом повлияют на динамику этого показателя? (Наталия Трушина, РБК).

- По нашему прогнозу, среднегодовой уровень инфляции в Москве будет находиться в пределах 9%.

На уровень инфляции окажет влияние повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и услуги естественных монополий (электрическая и тепловая энергия, газ, железнодорожные перевозки), которое как обычно происходит в начале года.

В первом полугодии на темпы инфляции продолжат отрицательно сказываться последствия от пожаров прошлого года, повлекших рост цен на продовольствие. Негативное влияние на инфляцию также будет оказывать рост издержек, связанный с удорожанием импортных материальных ресурсов, особенно при производстве продовольственных товаров.

Со второго полугодия на уровень цен будет влиять урожай этого года. Причем влияние может быть как отрицательным, так и положительным.

Сдерживанию темпов инфляции на продовольствие будет способствовать реализация правительством Москвы мер, обеспечивающих гарантированный доступ сельхозпроизводителей на рынки столицы, развитие кооперации и интеграции для роста объемов поставок продовольствия из регионов России, минуя посредников, неснижаемый городской резервный запас продовольствия.

Для улучшения ситуации в столице будет продолжена работа по развитию и расширению сети социальных предприятий торговли. Сегодня в городе аккредитовано более 2,5 тыс. магазинов, в которых осуществляется обслуживание льготных категорий населения с предоставлением 5-10% скидки на товары "потребительской корзины".

- Уважаемая Марина Евгеньевна! Прошу Вас не обижаться на эмоциональность моего вопроса. Поскольку в названии вашего департамента имеется слово "политика", прошу ответить: как вы допустили факт бессовестного и бесстыдного ограбления Сбербанком и ФГУП "Почта России" самых малоимущих москвичей? Они еще и самые экономные потребители энергоресурсов. И что же?! Сегодня при оплате электричества "в окошко" наши пенсионеры платят 20-25 рублей комиссионных за перевод любой суммы платежа, который у пенсионеров зачастую равняется 80-100 рублям.

Пенсионеров вынуждают платить по 20 рублей за каждую позицию при 2-3 - тарифных счетчиках. Если это декларируемые 1,5-2,5% от 100 рублей, то хочется знать, кем придумана эта грабительская "математика". Москвичи собираются по этому поводу выходить на Манежную площадь. Сможете ли вы сделать вид, что ничего не происходит? (Редактор отдела экономики города газеты "Вечерняя Москва" Анатолий Сидоров).

- Хотя Ваш эмоциональный вопрос в значительной степени не по адресу, все же, уверяю, в правительстве Москвы знают эту проблему. Никто не собирается закрывать на нее глаза и уж тем более допускать "бессовестного и бесстыдного ограбления" москвичей. Однако надо признать: реалии таковы, что нам всем придется осваивать, как сейчас говорят, более продвинутые технологии для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Это, в сущности, - проблема выбора и смены привычек.

А теперь по существу вопроса. Прием платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, в том числе электрическую энергию, - это платная услуга, оказываемая банками и иными кредитными организациями. Каждый банк самостоятельно устанавливает комиссию на проведение тех или иных операций. Правительство Москвы, в соответствии с законом РФ "О банках и банковской деятельности", не имеет права вмешиваться в деятельность кредитных организаций и влиять на их тарифную политику.

До 1 января 2011 года банковская комиссия 2,5% была включена в тарифы за электроэнергию и оплачивалась жителями в общем составе платежей. При этом граждане должны были оплачивать жилищно-коммунальные услуги в том банке, с которым у управляющей многоквартирным домом организации или ОАО "Мосэнергосбыт" был заключен договор на кассовое обслуживание граждан. При оплате ЖКУ в другом банке или кредитном учреждении комиссия взималась сверх платежа.

Чтобы исключить практику двойной оплаты, а также привести правовые акты Москвы в соответствие с федеральным законодательством, с этого года из тарифов за электроэнергию исключено комиссионное вознаграждение. Согласно новому порядку жителям предоставлено право самостоятельно выбирать способ оплаты электроэнергии, а также организацию для осуществления этого платежа.

Чтобы минимизировать расходы на оплату комиссионных, граждане могут по решениям общего собрания собственников жилья обязать свою управляющую организацию обеспечить включение платежа за электроэнергию в платежный документ, по которому производится оплата услуг. В этом случае комиссионное вознаграждение будет взиматься в процентном соотношении от общей суммы платежа, а не в форме фиксированной величины по каждому платежу.

Кроме того, граждане могут воспользоваться так называемыми удаленными каналами обслуживания, в которых банками, в том числе Сбербанком России, установлена комиссия, как правило, ниже, чем при оплате "в окошко". Например, можно оплачивать услуги ЖКХ через информационно-платежные терминалы Сбербанка России, которые есть в подавляющем большинстве офисов банка в Москве. Более того, в залах работают консультанты, которые помогут совершить платеж через терминал или банкомат. При этом способе оплаты нет минимальной фиксированной суммы комиссии, есть только процент от платежа.

Можно также воспользоваться услугой "Блиц-платеж". Это долгосрочное поручение, по которому гражданин поручает банку осуществлять платежи в пользу поставщиков услуг и сам устанавливает сумму платежа.

В названных случаях размер комиссионного вознаграждения Сбербанка России составит 1% от суммы платежа. В свою очередь, по имеющейся у нас информации, Сбербанк ведет работу по удешевлению размера комиссии при оплате электроэнергии по двухтарифным и трехтарифным счетчикам. В марте планируется закончить работы по внесению в программное обеспечение банка изменений, которые позволят при оплате услуг по показаниям двух- и трехтарифных счетчиков формировать один платеж, комиссия при этом будет взиматься одни раз - с общей суммы платежа.

- К сожалению, так и не решен вопрос четких расценок на ремонт и содержание жилья. По-прежнему "афони" дерут с москвичей за смену прокладок дурные деньги. Намерены ли вы разработать единый прейскурант или будем ждать, когда Его Величество Рынок доведет москвичей до социального взрыва?

- Ваш вопрос содержит две части, общим ответом на которые может быть то, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ на собственника жилья накладывается не только право владения, но и обязанность его содержания. А теперь - конкретно по каждой части.

О расценках. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения рассчитывается организацией, управляющей многоквартирным домом, исходя из количества и объема выполняемых работ и предоставляемых услуг, и утверждается общим собранием собственников жилья. Решение об объемах тех или иных работ также принимается собственниками помещений этого дома в порядке, определенном уставом ТСЖ или договором с управляющей компанией.

Правительство Москвы регулирует цены на содержание и ремонт жилых помещений только для тех, кто не принял решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Или если выбранное решение не было реализовано. А также, если на общем собрании собственников не было принято решение о размере платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Данная цена устанавливается ежегодно постановлениями правительства Москвы, утверждающими размер цен, ставок и тарифов на ЖКУ для населения. На 2011 год - это постановление от 30.11.2010 N1038-ПП.

Относительно второй части вопроса. Внутриквартирное инженерное оборудование не входит в состав общего имущества многоквартирного дома. И собственники, и наниматели жилых помещений обязаны производить текущий ремонт такого оборудования за счет собственных средств. Разумеется, с привлечением специализированной организации. При этом гражданин вправе как самостоятельно вызвать специализированную организацию, так и воспользоваться услугами такой организации, осуществляющей обслуживание их дома в рамках договора с управляющей компанией. Стоимость таких работ не подлежит государственному регулированию и является договорной.

- Как вы относитесь к объединению Москвы и Подмосковья? Если это произойдет, то потянет ли городской бюджет новое пространство? Что экономически выгоднее: присоединить все Подмосковье или "оттяпать" у него кусок в пределах 50-километровой зоны?

- Речь не идет ни об объединении Москвы и Подмосковья, ни о том, чтобы "оттяпать" у области 50-километровую зону. Речь идет о формировании системы координации программ развития города и области, отсутствие которой уже нанесло немалый вред и Москве и Подмосковью.

Сейчас на слуху создание единой программы развития транспортного комплекса. Но это лишь первый по очередности вопрос. Необходима единая политика в размещении жилищного строительства, в размещении производств и крупных оптовых продовольственных и непродовольственных предприятий, в создании единой системы переработки промышленных и бытовых отходов, системы охраны источников водоснабжения и т.д.

То, что такой диалог властей города и области начался, - большой шаг вперед в интересах жителей и того и другого региона.

- Что в городе не приватизировано еще общегородского и значимого, вроде Мосводоканала, и будут ли такие объекты приватизировать? Сколько их, и какова их цена?

- Городу принадлежит 337 пакетов акций в уставных капиталах акционерных обществ, в том числе 169 контрольных, а также 356 государственных унитарных предприятий. Значительная их часть не имеет отношения к прямым обязанностям и функциям городской власти. Затраты бюджета на поддержку их существования многократно превышают суммы дивидендов и прибыли, получаемой от них бюджетом.

Боюсь, что при приватизации не всегда удастся вернуть бюджету деньги, затраченные на создание и поддержку таких предприятий.

Под понятие "общегородские и значимые" подпадают лишь несколько ГУПов и АО. Это действительно Мосводоканал и, кроме него, метрополитен, Мосгортранс, электро- и теплосетевые компании и несколько других, обеспечивающих эксплуатацию городской инженерной инфраструктуры. Не факт, что нынешняя их правовая форма - госпредприятие - наиболее эффективна. Необходима более конкретная экономическая проработка дальнейших форм существования предприятий.

- Как отразится на москвичах продажа правительством города Банка Москвы, который обслуживает почти все население столицы?

- Во-первых, "почти все население столицы" - очень большое преувеличение. Сбербанк не утратил здесь своих позиций, как и ряд других банков. Во-вторых, правительство города продает не банк, а свой пакет акций в его уставном капитале. Причем пакет этот не был контрольным. В-третьих, новый владелец банка - кто бы им ни стал - будет заинтересован в его развитии, в повышении капитализации и, как следствие, в привлечении дополнительных вкладов населения.

На москвичах изменения в системе управления банком никак не отразятся.

- Намерено ли правительство города выделять деньги на межевание земли в связи с созданием ТСЖ и дележкой земли между собственниками квартир?

- Намерено. Хотя не понимаю, о какой дележке идет речь. Необходимость в дележке, притом - условной дележке, возникает, когда земельный участок облагается налогом. Однако в соответствии с законом города земля под жилой застройкой от налога освобождена.

- Будет ли правительство создавать некую систему для капитального ремонта жилья в виде аккумуляции средств от оплаты коммуналки, или все это свалят на самих жильцов?

- Поиск решений по проблеме создания механизмов долгосрочного финансирования капитальных ремонтов активно ведется на федеральном уровне. На сегодняшний день окончательных вариантов к утверждению пока не предложено. Регионы во многом ограничены в своих действиях по данному направлению.

Принципиально все предложения сводятся к двум ключевым моделям: накопительной и кредитной. Возможно, регионам дадут право создавать специальные фонды капитального ремонта, где могут накапливаться и расходоваться средства населения и бюджетов различного уровня. Возможно, что получат развитие специальные кредитные программы для собственников, где государство будет участвовать в погашении процентных ставок по займам. Вероятно сочетание этих моделей.

- Уважаемая Марина Евгеньевна! В декабре 2010 года мэр Москвы обещал отменить оплату за техническое обслуживание водосчетчиков (ТО КПУ). Вопрос: выполнены ли: а) обещание "просто отменить и забыть такую услугу, которая никому не нужна", б) поручение "подготовить постановление правительства об отмене этой оплаты"? (Владимир Григорович, москвич).

- В соответствии с поручением мэра Москвы С.Собянина об отмене обязательного порядка платы за техническое обслуживание и проверку ИПУ холодной и горячей воды правительством Москвы 28 декабря 2010 года принято соответствующее постановление N1102-ПП.

Указанный документ находится в свободном доступе, в том числе опубликован в официальных изданиях мэра Москвы и правительства Москвы "Тверская, 13" от 20.01.2011 (N5-6), "Вестник мэра и правительства Москвы" от 11.01.2011 (N3).

Федеральное правительство занялось модернизацией бюджетного процесса. Речь идет фактически об отказе от сметного финансирования и переходу к финансированию целевых программ. Уже в следующем году доля таких программ должна вырасти до внушительных размеров - примерно до 70% от всех расходов бюджета. Пойдет ли Москва по федеральному пути? Насколько программный метод эффективен? (Сергей Осипов, "Тверская,13").

Практика программно-целевого планирования реализуется в городе с 2004 года. Тогда в проект бюджета Москвы были включены расходы на финансирование городских целевых программ в виде отдельного приложения.

В 2011 году в Москве реализуется 21 городская целевая программа, на которые приходится 15,4% расходов бюджета города. Недостатком действующих городских целевых программ является их нацеленность на решение отдельных, иногда узконаправленных задач. Не все программы носят комплексный, разносторонне проработанный характер с понятными целевыми показателями и оценкой предполагаемых результатов реализации.

До 1 января 2012 года все действующие городские программы планируется завершить и с 2012 года перейти на другие принципы программно-целевого бюджетирования на основе государственных программ Москвы. Правительством столицы утвержден перечень из 15 таких первоочередных программ на 2012-2016 годы, которые предстоит разработать уже в текущем году. Это позволит сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении ключевых проблем города, повысить эффективность расходования средств бюджета, сформировать проект бюджета города на 2012 и последующие годы на 80% программным методом, а также установить персональную ответственность заместителей мэра Москвы и руководителей органов исполнительной власти города за выполнение возложенных на них функций.

В перспективе более 90% средств бюджета города будут распределены по крупным пятилетним программам с четкими целевыми показателями и результатами реализации.

- Возможно ли в ближайшей перспективе формирование трехлетнего бюджета города или пока год - максимальный горизонт для планирования?

- Впервые бюджет Москвы был сформирован на трехлетнюю перспективу 2009-2011 годов. Однако, в связи с негативными изменениями в экономике города, обусловленными влиянием мирового финансового кризиса, в 2009 году было решено вернуться к планированию бюджета только на один очередной финансовый год.

В связи со стабилизацией ситуации, а также относительным ростом экономических показателей в основных отраслях мэром Москвы принято решение о разработке и утверждении в 2011 году трехлетнего бюджета города на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

В настоящее время, органами исполнительной власти Москвы уже начата работа по составлению проекта бюджета Москвы на 2012-2014 годы.

- Бюджет в конце года, с приходом нового мэра, был серьезно переформатирован. В первую очередь обновления коснулись адресной инвестиционной программы, которую еще называют бюджетом развития. Можно ли теперь говорить, что инвестиционные "разрывы", возникшие в прошлом из-за кризиса, полностью закрыты?

- Действительно, в результате пересмотра бюджета города на 2011 год в декабре 2010 года расходы на реализацию адресной инвестиционной программы (АИП) были увеличены и составили 361,1 млрд. рублей. Кроме того, была проведена работа по оптимизации расходов внутри программы.

В настоящее время расходы на реализацию АИП Москвы на 2011 год полностью обеспечены финансовыми средствами.

- Насколько легко город способен отказаться от заемных средств, приходивших ранее с долгового рынка, ведь они предназначались в первую очередь как раз для пополнения АИП?

- Мы не должны жить в долг. И только в случае крайней необходимости занимать на конкретные программы. Учитывая пропорции городского бюджета и динамику налоговых поступлений, есть все основания утверждать, что город в состоянии решить текущие вопросы за счет собственных доходных источников.

В общей сумме доходов бюджета города Москвы традиционно основная доля приходится на налоговые поступления. В 2011 году доля налоговых поступлений в доходах городского бюджета составляет 92,2% (1 146,7 млрд рублей), неналоговых - 7,8% (97,1 млрд рублей).

Размер и возможности бюджета города в первую очередь определяют два налога: налог на прибыль организаций (521,1 млрд рублей или 42% доходов бюджета) и налог на доходы физических лиц (476,8 млрд рублей или 38,3% доходов бюджета).

Показатели государственного долга и дефицита бюджета города ниже предельных значений, установленных законодательством.

- Почему плата за обслуживание коллективной телевизионной антенны и запирающего устройства включены в единый платежный документ, хотя подобное не предусмотрено ст.154, п.4, Жилищного кодекса РФ, как и уже исключенная из ЕПД позиция по обслуживанию квартирных счетчиков воды? Эти позиции должны оплачиваться, как минимум, на основании платежных извещений соответствующих обслуживающих организаций. (В.Кулейкин, москвич).

- Как вы, думаю, знаете, в соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе создать товарищество собственников жилья и самостоятельно принимать решения по вопросам управления и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, общим собранием собственников принимаются решения о способе оплаты услуг по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и сопряженных с ними услуг, например, обслуживание запирающих устройств. А также включения или не включения таких платежей в состав единого платежного документа.

Как уже было сказано ранее, прием платежей физических лиц банками, кредитными и иными уполномоченными организациями - это платная услуга. За кассовое обслуживание с плательщика взимается банковская комиссия.

При оплате услуг по пользованию телеантенной и техническому обслуживанию запирающего устройства по отдельным квитанциям, как правило, взимается фиксированное комиссионное вознаграждение А при оплате этих услуг в составе ЕПД, комиссия взимается в виде процента со всей суммы платежа, что дешевле фиксированной ставки. Однако повторю, решение включать или не включать в платежный документ платы за сопряженные с ЖКУ услуги принимается собственниками жилья.

- Каким будет транспортный налог в Москве? (интернет-канал "Авто плюс")

- Ставки транспортного налога установлены законом Москвы от 9 июля 2008 года N33 "О транспортном налоге" и с тех пор остаются неизменными. Размер ставок укладывается в отведенные Налоговым кодексом РФ границы, в том числе с учетом последних изменений, внесенных федеральным законом N307-ФЗ. В связи с этим их корректировка не требуется и в текущем году не планируется.

Следует также отметить, что сохраняются все городские льготы по уплате транспортного налога, в том числе и в части освобождения от уплаты налога владельцев легковых автомобилей с мощностью двигателя до 70 л.с.

- Марина Евгеньевна, почему власть так редко общается с народом? (Ирэна Сыч студентка, будущий экономист, немосквичка, но очень хотела бы ею стать)

- Не скажу за всю власть, но если вы имеет в виду лично меня, то уверяю вас, исключительно из-за чрезвычайной загруженности. В этой связи хочу поблагодарить всех, кто обратился ко мне с вопросом в таком новом для нас формате, как интернет-конференция. Я постаралась изложить ответы в максимально понятной и четкой форме. Надеюсь, мне это удалось. Но если кто-то не успел задать свой вопрос, не огорчайтесь. Мы всегда открыты для общения. На сайте департамента экономической политики и развития Москвы есть рубрика "Обратная связь". Любое электронное письмо с вопросом, заданным в корректной форме и в пределах нашей компетенции, не останется без внимания и ответа.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений