Россия из страны-получателя помощи стала страной-донором

Глава Офиса поддержки проектов ПРООН в России рассказала в интервью "Интерфаксу" о том, почему Программа развития ООН (ПРООН) закрыла представительство в России и есть ли перспективы продолжения этой деятельности

Россия из страны-получателя помощи стала страной-донором
Россия из страны-получателя помощи стала страной-донором

Москва. 13 февраля. INTERFAX.RU - Глава Офиса поддержки проектов ПРООН в России Елена Арманд побеседовала с "Интерфаксом" о том, как и где будут осуществляться в ближайшее время проекты фонда и кто их будет финансировать

- Елена Алексеевна, правда ли, что с начала этого года представительство ПРООН прекратило свое существование и преобразовано в национальный офис?

- Абсолютная правда. Связано это, прежде всего, с тем, что как считает Россия, цели развития во многом уже достигнуты и теперь из страны-получателя помощи ООН она может переквалифицировать свой статус в страну-донора. И статистика подтверждает, что международная помощь России как донора год от года неуклонно растет.

Российская сторона объявила на Исполнительном совете ПРООН, что программы технической помощи должны завершиться 31 декабря 2010 года. Сделано это было больше года назад. Для ПРООН, которая присутствует в России с 1993 года, а с 1997 года начала реализовывать проекты, это было даже неким достижением, которое теперь фигурирует во многих отчетах: в одной из стран, которой Организация оказывала содействие, цели во многом уже достигнуты, и она перестала нуждаться в такого рода помощи.

Правительство РФ, объявив об отказе от технической помощи, выразило заинтересованность в том, чтобы ПРООН не прекращала совсем работу в России. У нас большой портфель экологических проектов, проектов в области энергоэффективности, реализация которых, безусловно, была бы полезной. Поэтому было принято решение по согласованию со штаб-квартирой ПРООН в Нью-Йорке и правительством РФ о том, что в России офис будет существовать в несколько ином качестве.

Раньше в России действовало представительство, которое было наделено дипломатическим статусом. Руководитель имел статус посла и являлся Постоянным координатором ООН и Постоянным представителем ПРООН в Российской Федерации. С января этого года все международные посты в структуре ПРООН в РФ упразднены, и остались только национальные сотрудники.

Представительство ПРООН сменил национальный офис по поддержке проектов. Он имеет все необходимые полномочия для расширения портфеля, мобилизации ресурсов на проекты, в том числе по оказанию помощи другим странам. Речь идет, прежде всего, о государствах СНГ, но также и о некоторых других странах, потому что Россия довольно значительную часть помощи направляет в Африку и Азию.

Но этот механизм до конца не отработан. Мы получили заказ от правительства РФ на то, чтобы помочь наладить более эффективное планирование выделяемых на такие проекты средств. ПРООН традиционно сильна именно проектным подходом. Мы делаем законченный продукт с ясными результатами, с бюджетом, который легко контролировать. Кроме того, во всех без исключения странах, которым мы помогаем, у ПРООН есть свои офисы. Поэтому необходимая сеть что называется «в поле» уже существует, мы умеем разрабатывать проекты, вести мониторинг за их исполнением. Почему бы этим не воспользоваться?

Несколько таких проектных предложений уже готовы и находятся на рассмотрении правительства России. Если они будут одобрены в ближайшее время, мы начнем новые проекты в совершенно новой для ПРООН области.

- Что это за новая область?

- Я имею в виду Официальную помощь развитию, сокращенно ОПР. Это то, чем в других странах ПРООН не занимается, потому что это, как правило, дело таких международных финансовых организаций, как, скажем, Всемирный банк. Для ПРООН это будет своего рода модель.

- Кто финансировал ваши проекты?

- Мы сами находили доноров. Большая часть проектов, которые у нас сейчас в портфеле, финансируются Глобальным экологическим фондом (ГЭФ). Он решил продолжать финансировать проекты в России, поскольку ее природные богатства имеют глобальную значимость. В настоящее время стоимость одобренных проектов составляет около 40 млн долларов.

В прошлом году мы завершили строительство спортивной школы-интерната в Беслане в качестве помощи пострадавшему от террористического акта населению Северной Осетии. Этот проект финансировался греческим правительством, которое, несмотря на жесточайший кризис, решило, что доведет его до конца.

Помогали нам и норвежцы. У каждого донора есть своя сфера интересов, и они имеют возможность выбирать, в какие из проектов вкладывать деньги. Но таких доноров становится все меньше и меньше, поскольку Россия сама теперь предоставляет такую помощь

Правительство РФ также оказывает нам поддержку, подтверждая статус донора. Так, на этот год правительство выделило около 360 тыс долларов на подготовку очередного доклада о развитии человеческого потенциала.

- Глобальный экологический фонд - это самостоятельная структура или специализированное агентство ООН?

- Это самостоятельная структура, своего рода международная копилка, куда страны-доноры скидываются на глобально значимые проекты. Россия также является донором ГЭФ. И с этого года наша страна решила увеличить свой взнос в этот фонд.

- В чем специфика проектов в рамках Официальной помощи развитию? Почему это новая модель?

- В прошлом году Россия израсходовала 800 млн долларов на Официальную помощь развитию. Все эти деньги были на самом деле списаны со счетов РФ через один механизм – как правило, это или Всемирный банк или другие международные финансовые механизмы, которые направляют эти деньги, скажем, на борьбу с туберкулезом в Африке или на борьбу с малярией в Малайзии. Иными словами, эти деньги теряют российскую окраску. То, что мы предлагаем, сохранит российскую принадлежность этих средств. Везде будет отмечено, что это именно помощь России конкретным получателям.

- Новые проекты в рамках ОПР будут реализоваться не в России?

- Нет, не в России. МИД РФ указал нам на два своих приоритета – Таджикистан и Киргизию. Проекты, которые мы подготовили для этих стран, связаны с борьбой со СПИДом и малой энергетикой.

- А средства на эти проекты кто предоставит?

- Российская Федерация. А мы будем отвечать за реализацию этих проектов.

- Сама ПРООН предоставляла средства на реализацию проектов в России?

- С 1997 по 2010 годы ПРООН реализовала в России проекты в общей сложности на сумму около 160 млн долларов. Это с учетом привлеченных средств, а своих средств было вложено порядка 20 миллионов.

- На Северном Кавказе, помимо школы в Беслане, вы осуществляете еще какие-либо проекты?

- У нас есть еще один проект по местному социально-экономическому развитию, который ограничивается географически только Северной Осетией. Хотя другие республики Северного Кавказа также нуждаются в нашей помощи, но из-за проблем с безопасностью не в последнюю очередь и в связи с тем, что Северная Осетия была определена МИД РФ регионом, где нам надо сосредоточить свою активность, мы в других республиках не работаем.

- ПРООН - единственная организация, меняющая формат работы в России?

- Нет, насколько я знаю, другие специализированные агентства ООН также постепенно будут сворачивать свою деятельность по оказанию технической помощи России.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений