Чтобы инспекторы не брали взятки, не надо им их давать

Начальник УГИБДД Москвы Александр Ильин в своем первом на новом посту интервью рассказал "Интерфаксу" о видении насущных проблем на столичных дорогах и способах их решения

Чтобы инспекторы не брали взятки, не надо им их давать
Чтобы инспекторы не брали взятки, не надо им их давать

Москва. 11 февраля. INTERFAX.RU – Президент РФ Дмитрий Медведев в январе подписал указ о назначении на должность начальника УГИБДД Москвы Александра Ильина, на протяжении 14 лет работавшего главным автоинспектором Ярославской области. В своем первом интервью на новом посту глава столичных автоинспекторов рассказал Интерфаксу о своем видении насущных проблем на московских дорогах и путях их решения.

- Александр Владимирович, Вы перешли на работу в Москву после многих лет работы во главе УГИБДД Ярославской области. На что Вы в первую очередь обратите внимание в своей работе на новом посту?

- Безусловно, основная проблема в Москве – организация движения. Здесь надо говорить о борьбе с пробками, но ее надо решать комплексно и системно. Речь не идет только о том, чтобы работники ГИБДД каким-то образом изменили ситуацию с пробками. Они участвуют, и будут участвовать в этом процессе, и я со своей стороны заставляю четко реагировать на проблемные вопросы, возникающие на дорогах города.

Первое – это ДТП. Нужно сократить до минимального время прибытия на место происшествия. Второе – жесткое соблюдение правил дорожного движения всеми участниками этого процесса. Например, у нас есть проблема с шириной проезжей части на некоторых улицах. Иногда автомобиль остановился в неположенном месте, мешает остановке общественного транспорта, это вызывает затор и, как следствие, снижение скорости потока, образуется пробка.

Третий момент – грамотная организация движения общественного транспорта. Во всем мире отдается приоритет проезду автобусов, троллейбусов, трамваев и легального такси.

Еще один важный вопрос – соблюдение ПДД пешеходами. У нас почему-то исторически сложилось, что стоит инспектор, рядом есть пешеходный переход, а люди идут через дорогу как хотят, а не там где надо. Поэтому мы ежедневно видим значительное количество ДТП с участием пешеходов. По статистике определенное снижение числа таких случаев в прошлом году было, но они по-прежнему составляют немалую долю в общем количестве аварий. В СМИ привыкли сравнивать Россию и запад, рассказывая про то, что у них что-либо лучше организовано. Но давайте посмотрим сами на себя. Когда мы попадаем за границу, стараемся переходить дорогу по переходу и на разрешающий сигнал светофора. Один и тот же человек дома ходит через дорогу где хочет, а за рубежом – по правилам. А почему он их соблюдает? А потому, что там существует жесткая система административной ответственности. Приведу пример. В Сингапуре российских туристов первым делом предупреждают, что у них просто не хватит денег, если они не будут соблюдать местное законодательство. Можно даже не видеть полицейского на улице, но действующая система видеоконтроля зафиксирует практически любое правонарушение. Даже если ты закуришь в неположенном месте на улице. В итоге, все курят только там, где это разрешено. Что изменилось? Люди осознали, что это дорого стоит. У нас должно быть такое же отношение к своим законам.

Человеку должно быть не выгодно нарушать правила. А что у нас? Стоимость парковки на платной стоянке стоит дороже, чем под запрещающим знаком на обочине. И еще не факт, что тебя привлекут к ответственности, а если и привлекут, то вряд ли взыщут.

- Что делать?

- Должна быть неотвратимость наказания. Это позволит повысить дисциплину граждан и улучшить ситуацию с поступлением денег от штрафов в бюджет.

- Как можно бороться с коррупцией в рядах ГИБДД?

- Эта задача была приоритетной в моей работе на прежнем месте службы, буду продолжать работать в этом направлении и здесь. Не надо забывать, что милиция, ГИБДД, это часть общества, они болеют одними и теми же социальными болезнями. Не предлагайте инспектору денег, он и не будет брать. Надо создавать условия для того, чтобы сотруднику милиции было невыгодно брать деньги, чтобы он дорожил своим местом, и знал, что наказание будет неотвратимым. Взяткодатель тоже не должен забывать, что несет такую же уголовную ответственность, предлагая деньги.

Нужно создать и соответствующие условия на рабочих местах сотрудников. В Ярославской области мы создавали межрайонный отдел государственного технического осмотра. Мною было принято непопулярное решение – посадить сотрудников за стекло, чтобы не было никаких закутков и темных углов. С одной стороны – граждане, с другой – сотрудники ГИБДД. Первое время, личный состав был против, звучал ропот возмущения, но через два-три месяца все привыкли. Девушки стали на работу приходить красивые, ухоженные, потому что начали приводить себя в порядок дома, а не в начале рабочего дня, соответственно, и работу начинали вовремя. Потом люди сами предложили ежедневно на работу ходить не в синих, а в белых парадных рубашках. По просьбе сотрудников, мы приобрели стиральные машины и утюги, чтобы они могли форму в порядок привести.

К тому же вокруг стоят камеры, от них не скроешься, чтобы порешать вопросы.

С другой стороны, и граждане, приходящие в наши подразделения, могут видеть, чем занимаются инспекторы. И если они видят, что люди работают, а не сидят сложа руки, то ведут себя спокойно, ожидая в очереди. Кроме того, мы создали минимальный набор удобств – поставили сидения и телевизор. Теперь никто не высказывается по поводу плохого обслуживания. В итоге, одним приятно на работу идти, а другим – приходить в качестве клиента.

В Москве надо решать те же проблемы, создавать условия, чтобы гражданин к нам шел с хорошим настроением, тогда он не будет искать обходных путей для получения водительского удостоверения, талона техосмотра, номерных знаков.

- Когда начальник ГУВД Москвы Владимир Александрович Колокольцев представлял Вас коллективу, Вы заявили, что жестко будете бороться с взятками. Как это будет происходить? Будете ли Вы после поступившей от граждан информации сразу принимать решения?

- Меры будут самые жесткие. Мы очень плотно работаем с УСБ. Есть определенные положительные сдвиги. Моя позиция в этом вопросе однозначна. Я хотел бы привлечь к работе по наведению порядка, в том числе и граждан. Я не призываю людей кляузничать, но если есть какие-то реальные претензии к качеству нашей работы, то мы готовы к сотрудничеству.

- Наверное, к этому надо и население готовить, чтобы люди не видели в инспекторе ГИБДД только лишь вымогателя?

- Формирование у граждан нормального образа сотрудника милиции – это очень важный вопрос. Я не говорю, что надо кричать, какие мы хорошие. Нужно объективно рассматривать ситуацию. У нас есть и много положительных людей, и дел хороших масса, но какую газету ни откроешь, в интернете куда ни посмотришь, хоть маленькую, но ложку дегтя найдешь. А я знаю, как работают наши сотрудники, знаю, сколько их гибнет, сколько работает без отпусков. Они ходят на работу, чтобы не просто приходить и сидеть, а чтобы трудиться. И работают за не самые большие деньги. И про их обычную работу тоже надо говорить и писать.

Мы все привыкли себя уважать. Я хочу попросить граждан так же уважать и человека, который стоит перед ними, конечно, если он этого заслуживает, не хамит. Если инспектор с вами нормально разговаривает, опрятно выглядит, ведет спокойный диалог, его надо уважать, он – представитель власти.

- Будет ли Вы проводить какие-то рейды по подразделениям, используя практику начальника ГУВД?

- В Москве много подразделений ГИБДД. Одномоментно их посетить невозможно. Для начала я поручил представить мне фотоальбомы с фотографиями всех подразделений. Пока я их просто просмотрел и разложил на три стопки. В одной находятся фотографии мест, где все более-менее в порядке, во второй – где терпимо, в третьей – места, где ситуация требует неотложного решения.

Потом, в процессе работы, буду выезжать на места с альбомом и сравнивать фотографии и реальное состояние. С момента получения альбома и до моего приезда пройдет минимум две недели. За это время местный начальник, я думаю, постарается что-то поправить. Никто не будет знать, когда и куда приеду.

Пока окончательные выводы о состоянии дел делать рано. Приедем и увидим. Дело не в том, что где-то что-то не так, а в том, почему так происходит. Одно дело, когда люди стараются, работают. Другое – если ресурсы выделены, а ничего не сделано.

- Куда Вы поедете в первую очередь?

Конкретных адресов, естественно, не назову. Будем действовать по принципу, внедренному Начальником ГУВД Владимиром Александровичем Колокольцевым: откуда поступает больше всего жалоб граждан, туда и поедем.

Хотя, как показывает практика, необязательно, что все проблемы связаны с тем или иным плохим начальником. Среди жалоб, кстати, немало наветов бывает. Кто-то, допустим, не получил от нашего сотрудника того, чего хотел, обиделся, а потом сочиняет жалобу. В любом случае, будем разбираться – с плеча рубить я не собираюсь.

Интервью подготовил обозреватель Илья Морозов

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок